Здравствуйте, мои дорогие! Итак, теперь мы знаем, что большая часть драгоценных камней, которые выставлены на прилавках магазинов, подвергались той или иной обработке для изменения или усиления цвета или придания камням большей прозрачности и чистоты. Но даже если камни не облагораживали, над ними все равно поработал ювелир — они были огранены. И сегодня мы поговорим именно о видах огранки.
Доводилось ли вам бывать на выставках или в музеях камней, где выставлены минералы такими, какими их находят геологи — необработанными, прямо в породе? Если да, то вы наверняка заметили мало общего с теми сверкающими драгоценностями, что притягивают взор в ювелирных магазинах. Так необработанные алмазы вообще похожи на куски не очень чистого и порядком побитого стекла, и требуется очень много усилий, чтобы превратить их в сверкающие бриллианты. А бывает, что без соответствующих знаний вообще невозможно опознать в обычном на первый взгляд булыжнике драгоценный или полудрагоценный камень. Но стоит только его разрезать…
Сложно сказать, как человек додумался гранить камни. Может быть, на эту идею натолкнуло его то, как морская галька начинает играть всеми цветами под слоем воды. Так или иначе, как только человек научился выплавлять более-менее твердые металлы, он начал гранить камни.
Конечно, первые инструменты были очень несовершенными и не были способны создавать большое количество граней, а чаще камни просто шлифовали, сглаживая неровности. Именно поэтому в древних украшениях вы вряд ли найдете те же алмазы — кому нужны бесцветные стекляшки? Зато в чести были непрозрачные и полупрозрачные камни яркой окраски, которые не нуждались в сложной огранке: бирюза, сердолик, лазурит.
С развитием технологий усложняется и огранка драгоценных камней. Им научились придавать блеск и сверкание, и вот тогда на первый план выходят твердые прозрачные камни: алмазы, рубины, сапфиры и изумруды. В средневековье они становятся символами богатства и роскоши.
Конечно, сложнее всего гранить алмаз — самое твердое вещество на земле. Для того, чтобы придать ему вид бриллианта, нужно использовать алмазные же пилы, больше ничем его и не порежешь.
Видов огранки существует великое множество, и дело не только в игре с формой. Каждый камень обладает набором свойств, которые необходимо учитывать при его обработке: внешний вид, внутренняя структура, прочность и т. д. Какие-то камни просто расколются, если их неправильно огранить. Собственно говоря, работа гранильщика похожа на хождение по минному полю: чуть дрогнет руки, чуть не туда поведешь линию — и все, ценный образец безнадежно испорчен. А ведь еще нужно стараться как можно меньше срезать и как можно больше оставить!
Существует несколько базовых форм огранки, на основе которых ювелир уже играет с формой и размером в зависимости от каждого камня.
1. Кабошон. Круглая огранка, скорее, шлифовка, граней нет. Чаще всего так обрабатывают непрозрачные или полупрозрачные камни, реже — прозрачные. В этом случае камень приобретает некое загадочное внутреннее свечение.
2. Бриллиантовая. Камень с плоской площадкой наверху и заостренной нижней стороной. Всего граней 57. Такая огранка создает максимальное сверкание. Может быть круглая, овальная, грушевидная, в виде сердца.
3. Роза. Один из первых видов огранки, которые были доступны ювелирам еще в XVI веке. Также круглая, но имеет значительно меньше граней (до 24) и наверху нет плоской площадки. Используется для всех прозрачных камней.
4. Маркиз. Камень имеет форму рисового зерна (заостренный с двух концов эллипс). Сверху овальная площадка, снизу заостренный конус. Так гранят камни для перстней, а также для элементов целого рисунка (например, лепестки цветка).
5. Ступенчатая. Верхняя площадка большая, прямоугольной формы, боковые грани во всю длину камня. К ней же относится изумрудная огранка в виде прямоугольника с усеченными углами. Не создает такого сверкания, как предыдущие, но подходит под структуру многих камней.
Это основные виды огранки, но на самом деле их намного больше. Можно упомянуть фасеточную огранку, напоминающую глаз стрекозы, сложный триллиант (сверкающий треугольник), багет и еще много других. Более того, ювелиры постоянно придумывают что-нибудь новое. Например, в последнее время все чаще стали гранить полупрозрачные и непрозрачные камни, которые раньше делались только кабошонами. Ну, разве что вряд ли имеет смысл создавать острые грани у мягкого янтаря — все равно быстро сотрутся.
А зачастую можно увидеть и украшения с необработанными камнями, ведь природные кристаллы порой не менее красивы.
Также вам будет интересно: