Найти в Дзене
Крошка Ирэн

Король, который ввел сезонную одежду

Привычное нам сегодня деление одежды на летнюю, зимнюю и промежуточную – демисезонную одежду возникло в 17 веке, до этого люди просто смотрели в окно и одевались по погоде.

Каким же образом случилась эта революция в моде?

Такое разграничение ввел Король–Солнце Людовик 14, причем не просто ввел в моду, будучи одним из первых тренд-сеттеров, а издал полноценный королевский указ, взяв за образец армейский принцип перехода на зимнюю и летнюю форму и обязав всех придворных строго соблюдать правила ношения одежды.

Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.
Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.

Регламентировались зимние и летние ткани, из которых можно быть шить платье, виды самого платья, ткани для отделки, и даже периоды, в которые предписывалось носить летнюю или зимнюю одежду по аналогии с военной формой.

Например, плотный бархат определялся как зимняя ткань, костюмы охотничьи и для верховой езды предписывалось шить из сукна, а в одном и том же придворном платье можно было появиться только один раз.

Вот откуда растут ноги неписанного правила, которое стараются соблюдать люди, считающие себя знаменитыми.

Что же лежало в основе такого судьбоносного, как потом покажет история, решения монарха? Все гениальное просто.

Таким образом Людовик убивал сразу двух зайцев государственного значения – способствовал развитию местной промышленности и выстраивал свою вертикаль власти.

Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.
Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.

Что касается промышленности – это понятно, требовались ткани. Плотные (шерсть для пальто и плащей, сукно для военной формы и камзолов, бархат, плотный шелк и тафта для парадных придворных мундиров и платьев).

И легкие ( разные виды шелка для нижних платьев и воздушных накидок, батист для нижних сорочек, хлопок для летних платьев и камзолов), фетр для шляп, кружево, шелковые и бархатные ленты, пуговицы, галуны, чулки, подвязки, перья, золотые и серебряные нити для шитья и так далее, а барочная мода 17 века предполагала необыкновенно пышную отделку, которая также строго регламентировалась.

Как приготовить печенье макарун по рецепту 17 века. И другие рецепты с кухни Людовика 14.

Такие потребности, причем Людовиком 14 были даны указания по «импортозамещению», вызвали небывалое развитие французской ткацкой (например, знаменитого лионского шелка) и швейной промышленности, производства красителей, фурнитуры, торговли, трактиров, совмещавших функции современных гостиниц и ресторанов, в которых останавливались купцы, и «транспортной инфраструкты в целом», включая мореходство и строительство военно-торгового флота.

Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.
Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.

При производстве «товаров легкой промышленности» применялся торгово-экономический принцип, предложенный гениальным министром экономики Людовика 14 – Кольбером, простолюдином, «открытым» и рекомендованным будущему монарху умирающим Мазарини.

Жан-Баптист Кольбер
Жан-Баптист Кольбер

И этот принцип, который так и называется «кольбертизм», стал базисом развития многих западных стран.

А именно: из колоний вывозится сырье, в данном случае шелк и хлопок-сырец, кожи, красители, древесина, редкие металлы, в колонии ввозится готовый продукт с высокой добавленной стоимостью, в данном случае – готовая одежда, при этом высокооплачиваемые рабочие места и технологии производства такого продукта остаются в метрополии, а колонии продаются товары, изготовленные из ее же сырья, то есть прибыль получается дважды.

Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.
Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.

Интересно также, что именно при Людовике 14 появились и профессиональные швеи-женщины. Домашнее шитье практиковалось, конечно же, всегда, но в гильдии портных входили исключительно мужчины.

Сложно сочиненные барочные наряды требовали и снятия сложных мерок, и придворные дамы посчитали, что их природную стыдливость смущает, что эти деликатные обмеры производятся руками постороннего мужчины.

«Квалификационные требования», предъявляемые к женщинам, пожелавшим открыть ателье, включали в себя и возрастные ограничения – не моложе 23 лет, что примерно соответствует сегодняшнему возрасту окончания университета. Считалось, что такие мастерицы уже накопили достаточно опыта для того, чтобы работать самостоятельно.

Так возник институт модисток, который затем переродился в модные дома.

Благодаря такому продуманному подходу Франция стала мировым лидером модной индустрии и законодательницей моды в целом, и остается в этом качестве до сих пор.

Но зачем и каким же образом достигалась вторая цель – «выстраивание вертикали власти». И как это связано с модной индустрией. Читайте в продолжении статьи... Людовик 14. Вертикаль власти через модную одежду.

Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.
Людовик 14. Кукла работы Джорджа Стюарта.

все фотографии из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

Присоединяйтесь!

Ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь статьей в соцсетях, комментируйте! Помогите каналу стать еще интереснее !

Читайте также
10 самых дорогих брендов одежды в мире
А вы знали? 80% женской одежды заимствовано из мужской военной формы. Часть 2.
Как носить маленькое черное платье.
Чему можно поучиться у Ксении Собчак
Красавицы, которые обманули время. 15 российских и зарубежных актрис, которые выглядят на 15 лет моложе.

Вернуться к списку статей