Бизнес-план - это стандартный документ, в котором детально обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и приводятся его основные параметры. Этот документ является своего рода программным продуктом, который содержит информацию в фиксированной форме и специально предназначен для передачи его пользователям во времени и пространстве. Бизнес -план содержит подробное описание предлагаемой бизнес-модели, основные финансовые показатели расходов и доходов по предлагаемому проекту.
Бизнес-план может иметь следующую приблизительную структуру:
- титульный лист;
- вводная часть (резюме);
- обзор состояния отрасли, к которой принадлежит компания;
- производственный план (товары, услуги и т. д.);
- анализ рынка и маркетинговый план;
- организационный план;
- оценка рисков и страхование инвестиций;
- финансовый план;
- стратегия финансирования;
- оценка экономической эффективности затрат, понесенных в ходе реализации проекта;
- приложения.
Финансовый план является одним из ключевых разделов бизнес-плана. Условием успеха проекта является положительная величина общего баланса денежных потоков, которая определяется путем суммирования общего баланса производственной, маркетинговой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому для предприятия, реализующего инвестиционный проект, экономический эффект от его реализации определяется суммой годовых значений общего баланса за период.
Маркетинговый план представляет собой перечень мероприятий, которые будут проводиться для привлечения клиентов, выполнения плана продаж. Маркетинговый план должен быть составлен в соответствии с годовым бюджетом, поэтому мероприятия и разрабатываются поэтапно, в первую очередь должна быть сформулирована маркетинговая стратегия, определены основные виды продуктов и цены, политики продаж и рекламы. План по маркетингу должен формироваться в соответствии с анализом основных конкурентов и рынка. Разработка бизнес-плана тесно связана со стратегией управления реальным инвестиционным портфелем.