Найти тему

Шеннон Макгвайр "В каждом сердце - дверь"

Чтобы по-настоящему проникнуться этой историей нужно обладать определенным бэкграундом. Нужно побывать в волшебной стране и вернуться. И понять, что с памятью об этом путешествии тебе теперь жить. Долгую взрослую жизнь.

Как и еще одна книга на похожую тему,"Среди других" Джо Уолтон, - "В каждом сердце - дверь" - это история о том, "что случилось после". Историй о том, как дети открывают для себя мир волшебства и магии, рассказано немало. Но что происходит потом, когда наступает пора возвращаться? Главная героиня, Нэнси, провела несколько лет в Чертогах Мертвых - где ценится неподвижность и умение стоять, не дыша, где слуги Хозяина Чертогов изображают живые статуи и пьют гранатовый сок. Годы, проведенные в этом мире, изменили ее, но однажды она вернулась, и обнаружила, что прошло лишь несколько месяцев - а ее родители, хотя и рады ее возвращению (ведь ее считали пропавшей без вести), но готовы принять лишь ее прежнюю - веселую и подвижную девочку, которая любит всё яркое.

Когда я танцевала с повелителем мёртвых, он сказал, что это прекрасно, и провел рукой по моим волосам. И все волосы, которые касались его пальцев, побелели - от зависти.
Когда я танцевала с повелителем мёртвых, он сказал, что это прекрасно, и провел рукой по моим волосам. И все волосы, которые касались его пальцев, побелели - от зависти.

Типичная история. Родители Нэнси решают, что лучше всего для дочери будет отправиться в специальную школу-интернат, где ей смогут помочь. Руководительница этой школы, дама средних лет (на вид, но не на самом деле) по имени Элеанор, убеждает их в том, что знает, как справляться с такими детьми. Она отлично умеет убеждать в этом родителей. Впрочем, в последнее время новые ученики попадают в школу не так уж часто. "Может быть, - предполагает Элеанор, - дети всё лучше учатся не возвращаться".

Но разговоры о том, как "справиться", "вернуть ребенка к прежней жизни" и "всё исправить" - слова для родителей, которые нужны, лишь чтобы убедить их отдать ребенка в эту школу. Элеанор, которая когда-то в детстве сама прошла через Дверь и вернулась, дает этим детям то, чего не могут дать им их семьи - понимание. Веру в то, что всё было на самом деле. Возможность обсуждать свой опыт с другими такими же.

У каждого из учеников своя история и свой мир. Пустоши, где обитают вампиры. Башня безумного ученого. Мир, где нужно постоянно бежать по радуге, чтобы не упасть. Царства фей и гоблинов. Все эти миры описаны и нанесены на карту с довольно четкой координатной сеткой - Логика или Абсурд, Добро или Зло.

Каждый из учеников боится возвращаться домой - обратно в семью, где от них будут хотеть, чтобы они стали прежними. Каждый из учеников мечтает вернуться Домой - в тот мир, где они только и чувствуют себя по-настоящему дома. Каждый мечтает снова найти свою Дверь и знает, что этого, скорее всего, не случится.

"Каждое сердце - дверь" - из тех книг, в которых сеттинг для меня намного интереснее сюжета. Завязка истории том. что вскоре после прибытия Нэнси одну из учениц находят мертвой. Ученикам и преподавателям нужно понять, от кого исходит опасность - и при этом избежать закрытия школы. Но увидеть разгадку будет легко даже не очень внимательному читателю (хотя я до последнего надеялась на что-нибудь более неожиданное).

Так они и шли по территории школы - мальчик, девочка, и танцующий скелет, укутанный в радуги.
Так они и шли по территории школы - мальчик, девочка, и танцующий скелет, укутанный в радуги.

Прелесть книги - не в неожиданных сюжетных поворотах, не в событиях, а в деталях. В разговорах детей. В том, как дети, выросшие в мирах Абсурда и в мирах Высшей Логики пытаются найти общий язык. В разговорах о жизни здесь и там. В том, как они пьют какао, в конце концов.

Джек стояла у плитки и наполняла еще три кружки. Кейд приподнял бровь.
– Где ты взяла взбитые сливки? – спросил он.
– Было бы молоко и наука, – сказала Джек. – Удивительно, сколько кулинарных шедевров может породить это сочетание. Взять, к примеру, сыр. Идеальное сочетание молока, науки и легкомысленного пренебрежения законами природы.
– А законы природы тут при чем? – спросила Нэнси, подходя ближе и беря одну кружку. Запах был дразнящий. Она сделала глоток, и глаза у нее удивленно распахнулись. 
– Вкус, как у…
– Как у граната, знаю, – сказала Джек. – У тебя там гранатовая патока. У Кристофера щепотка корицы, а у Кейда сливочная помадка, которую я стащила из личных запасов мисс Элеанор. Она все равно не заметит. Ей эту помадку возят из Англии фунтами, и срок следующей доставки – через три дня.
– А у тебя там что? – спросила Нэнси. Джек улыбнулась и подняла кружку, будто произнося про себя тост.
– Три капли теплого солевого раствора и немного волчьего аконита. Не так много, чтобы это было опасно для меня – я все-таки человек, что бы там Анджела ни говорила, – но достаточно, чтобы придать напитку вкус слез и запах ветра, когда он свистит над пустошью в полночь. Если бы я знала вкус крика, я бы и его добавила, и тогда уже всю жизнь, сколько мне ее отмерено, ничего другого не пила бы.

Персонажи вообще очень колоритные, яркие, слушая текст, я так и представляла себе, что с удовольствием посмотрела бы всё это в виде сериала (пишут, что экранизация и правда планируется). Вот, например, упомянутая в цитате Джек. Две сестры-близняшки - Джек и Джил. (Родители хотели мальчика и девочку. "Некоторым людям, - говорит по этому поводу Джек, - нужно запретить придумывать детям имена". А потом добавляет: "Представляете, как было сложно семейной паре перфекционистов решить, кто из нас красивая, а кто - умная?"). Две сестры, одну из которых воспитал безумный ученый, а другую - хозяин вампирского замка.

Всё время, пока я слушала книгу, мне казалось, что что-то в моем восприятии текста меня саму настораживает. Под конец я поняла, что именно: я читаю ее немного с другой точки зрения. Не с точки зрения девочки, которая ищет свою волшебную дверь. А с точки зрения Элеанор, хозяйки этой странной школы.

Понимаете ли, если бы я создала школу. я бы тоже запретила ученикам упоминать слово "реальность". По-моему, отличная идея. э

-4

P.S. Как же меня бесит, когда на такие книги лепят ярлык 18+. В 15-16, по-моему. как раз отлично читалось бы.