Найти в Дзене
Artfragment

Дегенеративное искусство

Оглавление

В июле 1937 года в Мюнхене открылась выставка «Дегенеративное искусство», ставшая самой посещаемой в XX веке. За неполные два года — до апреля 1941-го — она объехала 12 городов и собрала около 3 млн зрителей. Рассказываем, как опасными для арийский расы стали целые художественные направления и чьи картины висели над камином у Гитлера.

— Термином «дегенеративное искусство» в нацистской Германии обозначали авангардное искусство, которое представлялось не только модернистским, но и «еврейско-большевистским», а значит опасным для всей арийской расы.

К «дегенеративным» причислялись не только отдельные авторы, но и целые художественные направления: импрессионизм, кубизм, дадаизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм и Баухаус. В 1937 году была сформирована особая комиссия, которая занималась выявлением «вредных» произведений и изъятием их из немецких музеев.

Георг Гросс, «Портрет Макса Германа-Найссе», 1925.
Георг Гросс, «Портрет Макса Германа-Найссе», 1925.


— В том же 1937 году в Мюнхене открылась выставка «Дегенеративное искусство».

На ней собрали около 650 произведений, изъятых из 32 музеев Германии. Помимо картин художников, некоторые из которых к тому времени уже были признанными классиками, кураторы собрали в залах рисунки умалишенных и фотографии людей с уродствами. Вход на выставку был бесплатным, а интерес публики к экспозиции — феноменальным. Рядом с произведениями висели таблички с указанием сумм, за которые музеи приобретали полотна. Из-за гиперинфляции эти «ценники» казались публике возмутительными. 

Толпа перед входов на выставку «Дегенеративное искусство».
Толпа перед входов на выставку «Дегенеративное искусство».

— Стены залов пестрели «лозунгами», которые должны были подсказывать зрителям, как воспринимать выставку.

Надписи были следующего содержания: «Природа, как ее видит больной разум», «Безумие как метод», «Откровение еврейской души». Зрители реагировали на полотна по-разному. Одни задумчиво рассматривали картины, пытаясь их лучше запомнить и понимая, что это последняя возможность увидеть современное искусство в своей стране. Другие, напротив, плевали в произведения искусства.

Картины Ловиса Коринта «Ecce homo» и Франца Марка «Башня синих лошадей» на выставке «Дегенеративное искусство».
Картины Ловиса Коринта «Ecce homo» и Франца Марка «Башня синих лошадей» на выставке «Дегенеративное искусство».

— Сам Адольф Гитлер с подросткового возраста мечтал стать художником.

Он даже пытался поступить в Венскую художественную академию, но провалился. Гитлер писал картины небольших форматов, часто копируя изображения с почтовых открыток и старых гравюр, изображавших исторические здания. Свое же отношение к любому «непонятному» искусству он выражал так:

«Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как. Такие картины, по которым никак не скажешь, то ли они вверх ногами, то ли шиворот-навыворот, и несчастный багетчик должен приделывать к ним крючки со всех четырех сторон, потому что не может угадать, где верх, где низ!»
Оскар Кокошка, «Красное яйцо», 1941.
Оскар Кокошка, «Красное яйцо», 1941.

— Искусство нацистской Германии должно было быть таким: небо — синим, трава — зеленой, мужчины и женщины — сильными духом и телом.

Одним из организаторов выставки «Дегенеративное искусство» был немецкий художник Адольф Циглер. Со своим тезкой — Гитлером — он встретился и познакомился в 1925 году. Циглер был любимым современным художником фюрера. Аллегория Циглера «Четыре элемента» располагалась в библиотеке Гитлера над камином.  

Адольф Циглер, «Четыре элемента», 1937.
Адольф Циглер, «Четыре элемента», 1937.

— Когда в 2014 году в нью-йоркской Neue Galerie проходила выставка, посвященная дегенеративному искусству, на стенах залов висели пустые рамы.

Они символизировали утраченные работы. После конфискации из музеев произведения «дегенеративных» художников привезли в здание бывшего зернохранилища в Берлине. Сначала уничтожить хотели все. Но после решили заработать. Около 4,5 тыс. работ отобрали для аукциона в Швейцарии, куда съехались представители ведущих музеев мира. Правда, были и те, кто сознательно отказывался что-либо покупать у нацистского режима, тем самым пополняя его казну. В итоге часть нераспроданных рисунков и акварелей были сожжены.

Эрнст Людвиг Кирхнер, «Три купальщицы», 1913.
Эрнст Людвиг Кирхнер, «Три купальщицы», 1913.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространствеCube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж),Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.