Редкий человек не знает о роли гуннов в переселении европейских народов, то есть, их участии в создании этнической карты Европы. Говоря о последствиях гуннского нашествия для Европы, можно отметить, еще один, неожиданный результат. Так, Я.М. Яновский, занимаясь вопросами христианизации Европы и анализируя особенности гуннского нашествия, приходит к выводу, что «…гуннская инвазия на Европу, особенно на центрально европейские территории (Балканы, Подунавье, Днестровский бассейн, Реция, Норик, Дакия, Паннония, Верхняя и Нижняя Мезия, Македония, Фракия), опосредованно реализовала эффект «невольного соучастия» в процессе стихийной христианизации» ¹. Безусловно, о никакой миссионерской роли (пусть даже в результате военной экспансии) в распространении христианства гуннов не может идти и речи. С точки зрения монотеистических религий тенгрианство гуннов и других кочевников Евразии считается язычеством. С этим можно поспорить, и когда-нибудь, я напишу на эту тему статью. Гунны, реализуя собственные планы по созданию своей кочевой империи и подчинения ей других народов, способствовали принятию христианства. «…как ни парадоксально, христиан гунны облагали данью вдвое меньшей, нежели завоёванных язычников-варваров (преимущественно германцев) и греко-римлян» ². Видимо, в христианстве, гунны видели ту силу, которая разрушала языческие государства или общности племен того времени, что позволяло облегчить контроль над ними. Но, что является более важным, — это идеологическая составляющая христианства, которое «объясняло» беды, павшие на головы европейских народов и обещало избавление от них только в результате приобщения к этой религии. В основе христианства лежит смирение. Таким образом, пусть и не преследуя такой цели, гунны, выступив в качестве «бича Божьего» «согнали» в единое «стадо» народы Европы, что не могло не сказаться положительно на процессы не только религиозной консолидации в узком смысле этого слова, но и в широком смысле – культурном европейском единении. В результате ускорился процесс образования фундамента нового будущего населения Европы, которое представляло собой весьма пестрый конгламерат племен: «…примеотийские готы…, гепиды…, скиры, часть бургундов и свевов, рейнские франки, герулы, бастарны, сугамбры, хамавы, треверы, бавары, семноны, певкины, наристы, ругии, тюринги, иллирийцы, фракийцы, часть скифов, остатки сарматов, малочисленные придунайские племена, среди которых в источниках упоминаются и волохи. …тубанты, амброны, тенктеры, хавки, вандалы, бруктеры, лугии, усипеты, часть аланов, саксы, батавы, тевтоны, амсивары, грейтунги, тервинги, эвдусии, варии, крепстины, лакринги, тайфалы, ингевоны, ютунги, армалаусины, убии, кеманы. …ряд германских племён (трибоки, эбуроны, керозы, кондурсы, тевсты, лиотиды, гаутиготы, скререфернны, светиды, раумариции, миксы, евагры, эрагнариции, байбары, туркиллинги, видиварии, ульмеруги, евниксы, грании, аугандзы, арохи)» ¹. Возможно, миграции европейских этнических групп в результате давления гуннов и их поддержка политики активной христианизация со стороны церкви, ускорили процессы европеизации.
¹ Яновский Я.М. Роль гуннского нашествия в распространении христианства на территории центральной и восточной Европы в первой половине в V в. Конференция «Православие в Карпато-Днестровских землях». Русин. 2013. № 4 (34). С. 113-133.
² Napier W. Attila. L.: Orion, 2006; Várdy S.B. Attila. Dublin: Chelsea House Publishers, 1991; Rice E. The Life and Times of Attila the Hun. L.: Mitchell Lane Pub Incorporated, 2009. Цит. по: Яновский Я.М. Роль гуннского нашествия в распространении христианства на территории центральной и восточной Европы в первой половине в V в. Конференция «Православие в Карпато-Днестровских землях». Русин. 2013. № 4 (34). С. 113-133.