В столице много интересных мест, но некоторые из них почему-то незаслуженно обделены вниманием. Например, про экраноплан, что стоит на берегу Химкинского водохранилища, знают немногие, а были внутри и вовсе единицы.
Сегодня я постараюсь это исправить и рассказать про одну из самых необычных и малоизвестных достопримечательностей столицы. Чтобы рассказ был интереснее, я пригласил на помощь Алексея Деркача, автора канала «Основной аэродром». Все интересные факты в этой статье — его авторства.
Интересный факт:
Думаю, что многие читатели слышали о теплоходах на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор». Главным их конструктором также является Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Именно с водоплавающих судов началась карьера этого выдающегося конструктора. Даже дипломная работа Ростислава Алексеева называлась «Глиссер на подводных крыльях».
В начале 1960-х годов конструктор со своим бюро начинает исследования по возможности постройки летательного аппарата, которое за счёт «экранного эффекта » сможет лететь над поверхностью воды.
А-90 «Орлёнок» — второй полноразмерный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Алексеева. Всего было построено 4 экземпляра А-90, а до наших дней сохранилось только два — в Каспийске и в Москве.
Нам удалось посетить «Орлёнок», вышедший под заводским номером 26, последний вылет экраноплан совершил 1993 году, списан в 1997-м, а в 2007 году по Волге был отбуксирован в Столицу где был установлен в качестве памятника на берегу канала имени Москвы.
Интересный факт: изначально планировалось строительство 120 таких экранопланов, но сменивший Д.Ф. Устинов новый министр обороны С. Л. Соколов свернул программу в пользу строительства атомных подводных лодок.
Одним из технических преимуществ экраноплана является высокая грузоподъёмность, например, «Орлёнок» мог принять на борт до двух сотен десантников, два БТР или 27 тонн груза.
Основная задача, которая стояла перед экранопланами этой модели – оперативная доставка десанта и грузов к месту высадки, поэтому собственному вооружению «Орлят» отводилась второстепенная роль.
Единственный вооружением экраноплана являлась спаренная пулеметная установка на турели «УТЕС-М», калибром 12,7 миллиметров. Не могу судить об эффективности данного вида вооружения, но могу отметить, что «гнездо пулеметчика» очень тесное и развернуться тут непросто!
К сожалению, став музейным экспонатом «Орлёнок» лишился орудийных стволов. Но сохранился прицельный комплекс и поворотный механизм.
Интересный факт: Полная демилитаризация техники проводится связи с тем, что оружие сложно и долго ставить на учет как музейную единицу.
До недавнего времени экраноплан находился в «неудобном» правовом статусе. С одной стороны, он располагался на территории музея ВМФ в Тушино, но при этом числился за другим ведомством.
Лишь совсем недавно «Орлёнок» официально перешёл в собственность музея и на нём был проведен базовый комплекс работ, который назревал в течение последних десяти лет.
Интересный факт: из-за того, что Химкинское водохранилище является особо охраняемой природной территорией экраноплан нельзя мыть ничем кроме воды. По той же самой причине на экраноплане нельзя обновить краску.
Настало время заглянуть в самую интересную часть корабля самолёта – кабину пилотов. Панель приборов и общая рассадка экипажа, авиационная, так что «Орлёнок» все же больше самолёт чем корабль.
Интересный факт: Места пилотов в экраноплане «Орлёнок» идентичны самолету АН-32
Как вы можете видеть кабина пилотов, как и весь экраноплан находится в отличном состоянии и вам может показаться странным, почему музей Тушино пока не пускает сюда группы туристов?
Дело в том, что есть две большие проблемы которые нужно решить прежде чем открывать «Орлёнок» для «широкой публики».
Первая проблема — наличие аварийного выхода. На данный момент существует лишь один способ попасть в «Экраноплан» по мостику к входу на крыле. С другой стороны, такой же вход выходит непосредственно на крыло и остаётся только прыгать в воду. По нормам безопасности в таких объектах должен быть предусмотрен аварийный выход.
Вторая проблема — ошибочная установка самолёта. Когда «Орленок» привезли на водохранилище никто не думал о том, что внутри него будут находится люди и не мудрствуя лукаво просто взяли и поставили его на бетонный постамент сделав упор на крыло экраноплана.
Самолёты, требуется ставить с упором на шасси — именно в таком положении они рассчитаны на «полную загрузку».
Те точки опоры, на которых сейчас стоит экраноплан не являются штатными и сложно предугадать, как поведет себя «Орлёнок» если в него зайдет туристическая группа в несколько десятков человек.
Благодарю Алексея за интересную дополнительную информацию. На его канале «Основной аэродром» можно узнать больше интересностей из истории авиации. И да, у нас наконец-то появился канал на YouTube!