Итак, немного личного. В надежде, что это кому-нибудь поможет
Я не врач, не учёный, поэтому о причинах и механизмах заикания знаю исключительно на уровне любопытного обывателя, но я могу поделиться своим опытом, потому что я - психологическая заика со стажем. Логичный вопрос, вероятно, что значит "психологическая"? Я не знаю, есть ли такой термин в научной медицине, но это то, как я определила его лично для себя.
Я заикаюсь с самого раннего детства. Как и все люди, то счастливое время я помню лишь обрывистыми кусками, но у меня сохранился внушительных размеров архив с видеозаписями (за что отдельное спасибо папе), где я рассказываю стихи или истории из детского сада. Мне крайне тяжело давались слова, начинающиеся на букву "П", "Т", "Ч", "Д", "Б", короче, в этом списке большинство согласных, которые есть в нашем алфавите. В детстве это доставляло мне дискомфорт, но это не переросло в психологический барьер. Проблемой это стало лишь тогда, когда я повзрослела и поняла, что это могут обсуждать, над этим могут смеяться, и кличка "заика" может стать моим личным кошмаром.
Нет, моя школьная жизнь не была адом и, как ни странно, никто и никогда не травил меня за эту особенность. Я знаю, мне повезло, большинство заикающихся не могут похвастаться этим и рассказать о счастливом школьном времени. Дети жестокие. Однако, со мной такого не случилось и, казалось бы, мои жуткие страхи должны отступить, но они оставались со мной ещё очень долгое время. Я называю себя психологической заикой, потому что перед любым более менее публичным выступлением (а для меня оно может считаться публичным, если в помещении находится больше 2-3 человек) у меня учащался пульс, бросало в холодный пот, я очень боялась, что начну заикаться и не смогу выговорить какое-нибудь простое слово, становилась нервной и не могла думать ни о чем другом. Словом, это были приступы настоящей панической атаки.
Это оставалось проблемой даже в институтские годы. Я никогда не волновалась, что не знаю предмет, о котором говорю, я совершенно не переживала, что не смогу ответить на вопросы преподавателей, страх был только один: "А что, если я заикнусь, не смогу выговорить слово, это ведь будет смотреться очень глупо, что подумают люди, которые меня слушают?". Доходило до того, что я могла прогулять пару, если знала, что меня будут спрашивать или мне предстоит рассказать доклад. Я прогуливала их даже когда знала, что от этого зависит оценка автоматом, и я действительно была готова сдавать экзамен и учить все это немыслимое количество билетов, лишь бы, не дай Бог, не выглядеть круглой заикающейся дурой.
Я взрослела и со мной вместе росли все мои психологические зажимы. Это удивительно, потому что никто и никогда не тыкал мне этой проблемой, никто и никогда не обижал меня на этой почве. Все эти проблемы были личными и откуда росли их ноги, я не знаю до сих пор. Наверное, слишком сильная боязнь показаться слабой заикающейся девочкой, теряющейся, у которой земля уходит из под ног всякий раз. Но я никогда не ассоциировалась у людей с неуверенностью, наоборот, много позже я узнала, что многим своим друзьям я казалась тогда даже слишком самоуверенной. Этот диссонанс сжирал меня изнутри. Я любила быть в центре внимания и одновременно боялась этого, я обожала находиться на сцене (пламенный привет моей музыкально-театральной школе) и одновременно "умирала", когда приближался момент моей реплики.
Но больше всего в тот период своей жизни я боялась лишь одного - диплома. Да, это слишком публичное выступление для меня, и да, его никак нельзя прогулять и потом отработать. Свою тему я знала "от и до", меня абсолютно не волновало качество моей работы, я была уверена в ней на 100%. Но выступление в аудитории... Скажу только, что пустырник я начала пить курсом за месяц до дня Х. Из этого уже можно сделать вывод о том, насколько серьезной для меня была эта проблема психологического характера. Борьба с собой и своими тараканами.
Я часто вспоминаю то время и сегодня мне кажется это глупым, но довольно трогательным. Сейчас мне 26 лет, у меня есть семья, муж и два года назад появился сын, у меня много друзей и я по-прежнему люблю быть в компании. Да, я по-прежнему иногда заикаюсь, но для меня это больше не проблема.
Почему?
Спустя какое-то время, в разговоре со старыми друзьями, чтобы вы понимали, очень старыми друзьями - мы дружим без малого 26 моих лет, то есть с рождения, я заговорила о проблеме заикания. Каково было мое удивление, когда они спросили "А ты заикаешься?". Так, стоп, что?! Выяснилось, что они этого не замечали, просто не замечали. Тогда, когда мне казалось, что это первое, что видят во мне люди? И это говорят мне они, которые всю жизнь были рядом? Нет, друзья говорили это не для того, чтобы подбодрить меня или сделать приятно, конечно, я могла заикнуться на каком-нибудь слове в их присутствии, но они не обращали на это внимание. Не специально не обращали, а просто не замечали. Просто.
Все это время все было так просто. Я усвоила урок: никто не замечает, никому нет дела (в хорошем смысле), всем все равно. В своей голове я и мои проблемы - пуп земли, но в обществе эта формула не работает. Общество замечает себя и думает о своих проблемах. Это касается каждого человека, который сидел тогда на моем дипломе. У него своих проблем вагон и маленькая тележка, а я всерьез думала, что он будет внимательно вслушиваться, когда я заикнусь на словосочетании "трудовой договор".
В тот момент, когда я поняла, что никому до моего заикания нет дела, кроме меня самой, когда осознала, что этот барьер правит мной и ведёт в никуда, меня отпустило. Никакого секрета здесь нет. Как я уже сказала, я по-прежнему могу заикнуться и поделать с этим, увы, ничего не могу, но теперь я отношусь к этому совершенно иначе: как к моей милой особенности и не более, и она больше не убивает меня, она просто мирно со мной сосуществует.
А ещё, нашла плюс, заикающиеся люди меня поймут: в процессе разговора мы предварительно задумываемся о том, на какое слово, возможно, заикнемся, поэтому одновременно заранее ищем более безопасный синоним. Это значительно ускоряет и тренерует работу мозга и, как приятный бонус, увеличивает словарный запас. Мы всегда начеку.
В завершении хочу поделиться некоторыми приемами, которые работают в случае публичного выступления.
Для нас, заик:
1. Как уже было сказано, чаще всего заикающимся людям гораздо труднее даются согласные, поэтому врачи-логопеды рекомендуют произносить гласные звуки широко и громко, а согласные, наоборот, легко и без нажима.
2. Важно следить за тем, чтобы не говорить на вдохе. Это частая проблема. По крайней мере за собой я это замечала. Хочется быстрее разделаться с трудным словом и это понятно, но для плавной речи нужно следить за дыханием. Дышите размеренно и даже если из-за этого возникнут паузы - ничего страшного, как я уже сказала, никто не заметит.
3. В каждом слове выделите ударный гласный, на который будете делать акцент. Произнесите его громче и нараспев.
4. Синхронизируйте речь с внешним раздражителем - это включает латеральный путь связи между речевым центром. На тренингах логопеды используют для этих целей метроном. Из своего опыта скажу: при выступлении достаточно незаметно отстукивать ритм пальцами и стараться наложить этот ритм на предложение. Это помогает, в доказательство можно привести многочисленные примеры людей, которые заикаются очень сильно в жизни, но во время пения или чтения рэпа, магическим образом произносят все слова чисто, без запинок.
Писать о себе и своих психологических проблемах тяжело. Люди, которые с этим не сталкивались, скорее всего не смогут понять, почему для нас это является большими трудностями, которые нужно преодолевать внутри себя каждый день. Я счастлива, что для меня эта проблема осталась в прошлом.
В том смысле, что мое заикание перестало быть для меня тяжелой ношей. Я искренне, очень бы хотела, чтобы все люди с аналогичными проблемами смогли "исцелиться" от надуманных зажимов, сбросить с себя оковы под названием "общественное мнение", обрести наконец уверенность и от общения получать удовольствие и только удовольствие, потому что все это в нашей голове.