1. Миф о возможности «импортозамещения». «Импортозамещение» о котором путинская пропаганда кричала на каждом углу несколько лет назад окончился «пшиком» в виде замены молока в молочных продуктах пальмовым маслом и осознанием невозможности без кадров и серьезных вложений заменить даже продукцию украинских двигателей производимых «Мотор Сич» и харьковских систем управления ракетной техникой, это не говоря об импортной микроэлектронике и импортных изделий современной химической промышленности.
Любая локализация приведет к ограничению сбыта и производства.
2. Миф о том, что вложения в оборонную промышленность могут дать импульс росту экономики и запустить «новую индустриализацию». Вложение колоссальных денег в российский ОПК не привело даже к существенному росту ВВП, который должен был случится на момент выхода на серийный выпуск оружия. Понятно, то производство оружия это один из самых не эффективных методов вложения средств, поскольку произведенное оружие не дает никакого положительного экономического эффекта и может быть только утилизировано в боях или просто так, после значительных затрат на его обслуживание и хранение.
Путинский режим в результате своих вложений в милитаризацию не получил ни роста ВВП (средний рост за последние 10 лет 1% в год, что на уровне статистической погрешности), ни исполнения собственных планов по перевооружению армии перейдя от документальных пропагандистских кадров доработанного советского оружия к «мультикам с ракетами».
Вложения в ВПК уже давно не дают ту отдачу, что было ранее, сейчас это скорее экономический пассив, траты в никуда, обреченные на убыток. Это было в давние времена, когда торговля оружием приносила доходы, сравнимые с доходом от продажи наркотиков. Сейчас Амазон или Самсунг намного доходнее.
3. Миф о возможности конверсии. К сожалению, этот миф еще полностью не дискредитирован и усвоить советский урок об этом нам еще предстоит. Надеюсь путинский режим успеет это сделать до своего неизбежного краха. Нам, как обществу усвоить этот урок очень надо.
Конверсия сейчас - это атавизм.
4. Миф о возможности бюрократическими методами запустить венчурный бизнес за счет не частных, а государственных инвестиций. Бесплодность Сколково, РВК, «Нанокорпопации» Чубайса развенчала и это миф. А провал реализации «нацпроектов» госкорпорациями укрепит понимание этого. Думаю, что осознание простой вещи, что заниматься венчурным бизнесом должны частные предприниматели за свои деньги стало намного доступней.
Если бы экономика подчинялась приказам из Кремля, то мы бы уже давно жили при коммунизме.
5. Миф о том, что печать денег ЦБ приводит к росту экономики. С развенчанием этого мифа в России сложности. Эльвира Набиуллина не дает шансов на его реализацию, но в этом нам помогает Мадуро в Венесуэле.
Деньги печатать надо для одной цели - соблюсти баланс между товарной массой и денежной. Сейчас у нас баланс нарушен в пользу товарной массы. Товаров у нас много, благодаря открытой торговле, а финансов на рынке мало. Они все уходят в сферу ВПК и на имиджевые проекты. А людям надо денег, чтобы купит товар.
Общество учится и осваивает уроки, которые позволят противостоять левому популизму.
Хорошо, конечно, учится на чужих уроках. Но не всегда получается. Многое обществу надо ощутить на «своей шкуре».
Возможно общество поймет, что его будущее зависит не от лидера, а от него самого.
По материалам Милин Дмитрий
Книга "Мы всё ещё русские" здесь