Найти тему
Военные заметки

Почему грозный Русский флот бездарно потерян, а Японский отделался "царапинами"

О судьбе флота Российской Империи во время Русско-Японской войны, будут спорить ещё много лет. Но факт в том, что русский флот был бездарно потерян, и полностью разбит Японцами, причём без особого для них ущерба, остаётся фактом. Как же так получилось? Существует огромное количество мнений различных историков и военных деятелей. Кто-то утверждает, что всему виной было непригодное состояние самих кораблей и их экипажей, но так ли это на самом деле? 

Несмотря на распространённое мнение о «плачевном» состоянии нашего флота на момент Русско-японской войны, флот Российской Империи, представлял собой достаточно серьёзные силы. Да, за несколько лет до войны, флот был не так силён, но к началу войны было построено немало новых судов, а старые были модифицированы. Не обошлось, конечно, и без помощи иностранных верфей. Например, знаменитый «Варяг»  был построен в США на верфях Филадельфии. К началу войны, российский флот насчитывал около 300 судов различных классов, конечно, среди них были «древние» корабли, но суммарно, это были по-настоящему грозные силы, по сравнению с японским флотом.

https://twitter.com/mpsr6/status/957206506671394817
https://twitter.com/mpsr6/status/957206506671394817

После войны с Китаем, японский флот наращивал свои силы, но к началу войны с Российской Империей, имел не так много ударных кораблей. При поддержке Британии, было построено шесть эскадренных броненосцев, но даже эти новейшие корабли, вместе со старыми не выстояли перед мощью российского флота. 

Но как мы знаем, российский флот потерпел поражение, что послужило этому причиной?

Первая причина в том, что в отличие от японских сил, собранных в одном месте, силы российского флота были раздроблены, и на борьбу с Японией вышло около ста кораблей, примерно тридцать процентов от всего флота.  

Потери Японского флота были минимальными. Из сотни судов, были потеряны только двадцать четыре, при этом большинство было потоплено минами – по сути, оборонительным оружием. Отсюда назревает вывод, что в бою, российский флот вёл себя не так активно, как требовалось. 

В то время как японский флот активно атаковал, российские адмиралы словно избегали боя.

За всё время войны было лишь два крупных сражения, остальные схватки несли более локальный характер, или сражения нескольких отдельных кораблей.

Потери флота Российской Империи были катастрофическими. Наш флот насчитывал тоже около ста судов, и потерял шестьдесят четыре корабля! Только артиллерийским огнём, было уничтожено больше 30% потопленных кораблей. Двадцать семь кораблей было потоплено своим же экипажем! И нет, не как в той песне про героизм, а просто от безысходности и неспособности принять иное решение. Семь судов сдались в плен, три судна были потеряны из-за проблем с навигацией. Судьба флота была в руках З.П.Рожественского, В.К.Витгефта, О.В.Старка, и эти люди несли ответственность за корабли и их экипажи. 

Находятся и историки, по словам которых, все эти люди попросту не могут быть плохими. Командование делало всё, что в их силах, а виной всему небоеспособные корабли, и бездарный экипаж. 

Вот пара мифов, порожденных подобными «специалистами»:

Недостатки конструкции судов.

Говоря кратко, каждое судно имеет определённый показатель водоизмещения. Если перегрузить корабль сверх меры, то он попросту пойдёт на дно, или же станет менее устойчив на воде. Некоторые специалисты утверждают, что наши корабли были сильно перегружены, поэтому и шли ко дну. Да, некоторые суда были перегружены, но это не недостатки конструкции, а халатность командования, в том числе и «ни в чём неповинного» Рождественского. Офицеры «Орла» советовали проверить суда перед боевым выходом, выгрузить лишние припасы, но предложение было отвергнуты. В итоге суда класса «Бородино» были практически под завязку нагружены углём, водой и прочими припасами, хотя этого и не требовалось. Не удивительно, что перегруженные суда шли под воду «как топор».

Русским судам не хватало скорости хода.

https://ok.ru/group/54344881012965/topic/68102365842405
https://ok.ru/group/54344881012965/topic/68102365842405

Миф легко опровергнуть. Скорость нужна тем, кто её использует, российские же суда во время сражений с Японцами, развивали максимальную скорость лишь тогда, когда получали повреждения, или оставались без прикрытия. В это же время японцы максимально «разгоняли» свои суда  для активных манёвров.

Самый распространённый миф о дальнобойности орудий.

Очень уж любят ссылаться на то, что российские орудия уступали по дальнобойности противнику. Да, у Японцев были орудия, превышающие по дальнобойности наши. На двух кораблях! Только орудия судов итальянской постройки «Кассуга» и «Ниссина», били дальше наших.

Два корабля из ста. 

Этот миф схож с мифом про скорость. Японцы активно топили наши суда артиллерийским огнем, потому что проявляли инициативу. Наши суда открывали огонь лишь в ответ, и орудия замолкали, когда противник переставал стрелять.

https://diletant.media/articles/43775980/
https://diletant.media/articles/43775980/

В итоге, техническое состояние российских судов тут совершенно не причём. Японский флагман также был значительно перегружен, только вот почему-то это никак не повлияло на его судьбу, и «Микаса» стоит сейчас в роли музея, а не покоится на дне океана. По численности кораблей, силы были практически равны, и вся проблема была в поведении командования. Японцы отчаянно проявляли инициативу, порой даже пугающую экипажи их кораблей, но всё же активные действия принесли плоды. «Оборонительно-пассивная» тактика нашего командования, привела российский флот к сокрушительному поражению, которое останется на чёрных страницах нашей истории.

-4