Если попробовать разобраться в том, что такое дорога, то довольно скоро станет ясно, что между словами "дорога" и "путь" можно поставить знак равенства. Стало быть я полноправно представлю вам очередной материал дорожных историй. Сегодня речь пойдет о самой старой Московской дороге - Москве реке. Дабы не травмировать логику, предлагаю звать ее водным путем, что, как мы уже выяснили, и есть дорога.
Думаю не стоит напоминать, почему все города возникали на реках. Давайте начнем с того, что Москва река долгое время была единственным наиболее эффективным путем сообщения с внешним миром. Именно по ней из дальних сторон приходили путешественники и торговцы.
Кстати в статье про Бородинский мост есть небольшая зарисовка о том, как по Москве реке плотами гнали лес. Сходите, посмотрите, если интересно.
Да только вот, если говорить откровенно, Москва река была далеко не идеальным водным путем. Уровень воды в реке был непредсказуем. В одно лето ее можно было форсировать пешком в районе Крымского брода, в другой год река нещадно затапливала низкие берега.
Вот как описывает Москву реку в своих записках Богдан Бельский:
"Я люблю прогуливаться по берегу Москвы-реки, когда она весной поднимает пологие берега Замоскворечья, ревёт и крутится под сводами Каменного моста и не течет, а мчится быстрым потоком, огибая крутые берега Кремлевского холма. Но недолго живет наша Москва-река этой чужой, заимствованной жизнью; как величавая красавица, пораженная внезапным недугом, она начинает чахнуть, худеть и в несколько дней превращается из судоходной реки в мелководную, ничтожную реку, которую во многих местах, а особливо у Крымского броду, вовсе не грешно назвать речкою. Там, где прежде едва доставали дно длинными баграми, купаются, или, лучше сказать, играют по колено в воде, пятилетние ребятишки; а где проходили огромные суда с тяжелым грузом, там на широких отмелях расхаживают галки и вороны."
Крымский брод, кстати, то самое место, откуда Герасим стыбрил лодку и погреб на ней вместе с Муму наверх в сторону нескучного сада.
"Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму."
Чтобы хоть как-то минимизировать ущерб от ежегодных паводков и наладить судоходство, в 1786 году был построен водоотводный канал, но этого было недостаточно. Очевидно, что для истинного контроля над уровнем воды в реке необходима плотина. Она была построена только спустя 50 лет в 1836 году.
Таким образом удалось добиться хорошей глубины на обводном канале для навигации. Суда шли по нему до нынешнего дома Музыки на Павелецкой, где располагались Краснохолмские плотина и шлюз. Их построили одновременно с Бабьегородской. Там они проходили через однокамерный шлюз и возвращались в Москву реку.
Через 35 лет и несколько километров вниз по течению была выстроена еще одна плотина - Перервинская. В 1870 году технологии еще не позволяли возвести крупное водосдерживающее сооружение, для существенного поднятия уровня воды в реке. Так что ее основной задачей были сглаживание перепада высот и успокоение течения. Так и судам проходить проще и берега не размывает.
Старую деревянную Перервинскую плотину в 1923 году перестроили. Была деревянная, стала бетонная. Новая простояла всего 14 лет, но ее береговые устои по обоим берегам сохранились до сих пор
А простояла она так мало, потому что Москва река в 1937 году стала по-настоящему полноводной и наконец-то судоходной - в нее через канала имени Москвы запустили волжские воды. Москва забывает, что такое Крымский брод, забывает, что такое Бабьегородская и Краснохолмская плотины, а на месте Перервинской появляется важнейший гидроузел города с новой большой плотиной, ГЭС и шлюзовыми камерами.
А сейчас давайте посмотрим на Нагатинский затон. Как он выглядит сегодня и каким был в XIX веке
Хорош видно, что прежнее русло реки не совпадает с тем, которое сегодня мы видим на яндекс картах.
До 1968 года оно проходило километром севернее, а на месте нынешнего были земли разной степени заболоченности с ручьем и немногочисленными прудами, которые на картах гордо именовались озерами. Также здесь были деревни Нагатина и Новинки.
Хотя если быть точным, то место описанное выше было таким до 1937 года, потому как после ввода в эксплуатацию канала имени Москвы, воды поприбавилось и ручей стал полноводнее, ему даже название дали - Новинкинский рукав. Некоторые огороды затопило. Хотя все равно не так сильно, как это отображали на некоторых картах того времени.
Реальное положение дел скорее выглядело вот так.
Обратите внимание на станцию метро Автозаводская. К тому времени это конечная станция Замоскворецкой линии московского метрополитена на протяжении уже более 20 лет. Для советских темпов развития метро это очень много. На секундочку, в 1968 году уже были открыты станции Юго-западная и Щелковская, а у той же самой Замоскворецкой линии метро, но на севере конечной уже была станция Речной вокзал. О! Я только сейчас понял, что оба речных порта Москвы находятся на одной линии метро. Думаю это просто случайность, но получилось прикольно.
Глядя на все ту же карту 1968 года, становится понятно, почему так долго не продвигались дальше на юг. После Автозаводской трудный участок с двумя водными преградами, почти 4 км длинной. Не уверен, так как мне не удалось найти подтверждения или опровержения моему предположению, но проходить под землей этот участок было почти невозможно, ну или по стоимости выходило чуть дороже чем, замутить на Луне корпоратив для всего метростроя. Так или иначе, было принято решение в духе коммунизма, который как мы знаем из достоверных источников реки вспять поворачивал.
Русло Москвы реки вблизи станции Автозаводская было засыпано, причем сразу в двух местах. Таким образом река в этом месте превратилась в два затона - Новинки и Кожуховский, и один пруд - тоже Кожуховский. Одна насыпь на свое спине приютила пути метрополитена, которые выныривали из-под земли у самого берега, а вторая - проспект Андропова. Новое же русло для реки соорудили на траектории Новинкинского рукава. Его конечно же углубили, обустроили берега, в районе будущего моста даже сразу в камень речку одели и приступили к возведению на тот момент уже четвертого и самого длинного метромоста в Москве.
Еще немного дорожных историй, в том числе связанных с Москвой рекой можно найти тут:
Что осталось от Паркового кольца
История центральных московских АЗС