Ох, как тяжело наши подводники «колются» на свои секреты! И все же, пусть по крохам, удается вытягивать из них информацию, могущую стать очень ценной для рыболова. Подводники чувствуют себя как рыба не только в чистой воде, но и среди подводных зарослей. За свою подводную жизнь они немало подсмотрели среди травы и водорослей интересных сценок из жизни рыб и сделали целых ряд собственных умозаключений. Некоторые из них, особо ценные для простых рыбаков, рассмотрим в этой статье.
Неоднократно слышал от рыболовов в адрес того или иного водоема, что он, мол, сильно зарос и ловить рыбу стало невозможно. Особенно часто жалуются спиннингисты, отмечая, что невозможно толково производить проводки, и рыбалка в траве превращается в мучения.
И это они говорят о водоемах, расположенных в средней полосе. А что говорить про астраханские ильмени! Вот где травища, она там гуще, чем мочалка. А тростник толщиной с ореховое удилище. Выйти из ильменя напрямую через тростник можно только при наличии бензопилы, и проплыть по некоторым ильменям просто невозможно – сплошное Саргассово море!
Водоросли же поднимаются в некоторых случаях с глубины в два метра. Но оставим в покое ильмени с кипящей в них жизнью и вернемся к нашим зарастающим ударными темпами родным озерам. Лучше подводников никто не знает, какую роль играют травянистые заросли в жизни рыбы. Это конечно при наличии в этом водоеме достаточной прозрачности. К слову, зачастую, чем больше травы в озере – тем чище вода.
Это говорит с одной стороны в пользу зарастаемости, а с другой указывает на то, что в сильно заросших водоемах нарушается экологический баланс водоема, как в жаркие летние дни, так и в зимние глухие времена происходят заморы.
Есть еще одна положительная сторона в сильно заросших озерах – это, как правило, высоко кормные водоемы, где обилие рыбы, которую не так просто отловить теми же браконьерскими сетями, но всегда можно нарваться на сумасшедший клев карася, линя, плотвы, щуки, окуня, карпа, красноперки.
Сильно зарастающие водоемы обычно мелководные, глубиной до 3-5 метров. Они характеризуются наличием разнообразных водорослей. Я не крупный специалист с их четкой идентификации, но из личного опыта могу отметить: в одном водоеме сочетаются заросли мхов по центру озера, камыш по берегу, тростниковые берега, наличие рдестов по глубине в два-три метра, присутствие пятен остролиста (резника), под берегом обычны кувшинки и кубышки, встречаются островки ситника.
Достаточно интересно, что в каждой траве присутствует своя рыба. Не могу сказать, что это стопроцентное правило, но, например, на одном озере, которое находится недалеко от дома, ни разу не встречал сазана нигде, кроме зарослей остролиста, где под корнями он вырывает себе укрытия и прячется в них, в этом случае трава для рыбы играет роль надежного укрытия.
Разведывая акваторию озера в поисках рыбы, отмечал, например, концентрацию больших стай плотвы среди рдеста, там же их стерегли щуки. А вот, например, на полянках среди мхов хоть и было плотвы не намного меньше, щуки отсутствовали полностью. На мхах равномерно встречался линь. Иногда заставал его лежащим на дне полностью открытым – тогда он загодя срывался и давал стрекоча с поразительной скоростью – а говорят, что это ленивая рыба.
Бывает, что сквозь мох просвечивает фрагмент туловища, но рассмотреть, как водится, такие небольшие кусочки и еще определить, что это за рыба и каких она размеров – непросто.
Интересный факт: даже если в озере водится много красных (золотых) карасей, во мхах и под остролистом они не попадались. Встречал их только в прибрежных зарослях ситника и камыша, причем в самом, что ни есть гущаре, куда и пробраться то непросто.
Крупная плотва совсем не встречается в прибрежных камышовых зарослях, хотя по центру озера ходя целые косяки этой рыбы. Также и щука, попадается почему-то только в рдестах, камышах и на ситнике. Я, безусловно, не очень-то верю хитрой рыбе и не думаю, что это так происходит постоянно, и между прочим правильно делаю. Однажды обнаружил под остролистом щуку на верную пятерочку – она там явно переваривала немаленького линька.
Самая большая загадка во мхах. Какова его способность прятать рыбу? Да просто фантастическая! Есть на примете одно озерцо с дном, покрытым метровым слоем толстого мха, в нем видны дыры – как будто лисьи норы. Иногда отбороздишь все озеро за день вдоль и поперек и не встретишь ничего кроме мелочи, вроде окуньков размером с мизинец, и это притом, что в наличии прекрасная видимость и водоем просматривается до самого дна.
Рыбаки, долго ловящие на этом озере, рассказывают о танцующих карпах, плавящихся по поверхности щуках, отрывающих приманки, а прыгнешь в воду – пустыня! И вот как-то раз, когда уже отчаялся обнаружить крупную рыбу, за пару часов насмотрелся такого, что потом спасть не мог ночью!
Стаи крупных сазанов летали как сумасшедшие, косяки по пять-десять голов и масса каждого была явно за семёрочку. Щук насчитал около полутора десятков со средним весом в два килограмма. Совершенно очевидно, что рыба успешно пряталась в очень густом моховом «одеяле», устилающем дно озера. Видимо она там и питалась, и отдыхала практически все свое время, и только изредка выходила посмотреть на окружающую обстановку.
Мох на дне несет еще и функцию некого фильтра воды, не дает подниматься мути и вода, как правило, в таких озерах очень прозрачная. Также во мху рыбе удобно прятаться от браконьеров и их сетей.
При поиске рыбы всегда стараюсь осматривать те части озера, где видны заросли камыша, именно в них, в первую очередь, можно повстречать и сазана, и щуку, и линя.
В густых травянистых зарослях любая рыба более беспечна, и приблизиться к ней гораздо проще, чем по открытой воде.
С грустью замечаю, что во многих водоемах максимальная плотность рыбы остается лишь именно в сильно заросших реках и озерах. Если на реке встречаются заросшие длинными косами водорослей перекаты, то практически всегда эта трава нашпигована рыбой, чаще некрупной, которая сочетается в самых разнообразных вариантах.
Огромное количество плотвы, множество мелкого подлещика, стаи снующей поверху верховодки, застывшие у корней полосатые разбойники – окуни, стоящие головой против течения речные торпедообразные щуки, за травой на свалах водящие хоровод лещи, застывшие под корягами клыкастые мутноглазые судаки и т. д.
В общем, если есть трава, то есть и рыба. Много травы – много рыбы!