«Belsatzar ward in selbiger Nacht von seinen Knechten umgebracht»
Эти две последние строки из стихотворения Генриха Гейне «Валтасар» были начертаны карандашом на стене в доме Ипатьева, где содержались в заключении отрёкшийся всероссийский император Николай II с семьёй и в подвале которого они, предположительно, были убиты.
Стихотворение обыгрывает известный сюжет ветхозаветной Книги Пророка Даниила о гибели Вавилонского царства. Означенные строки (в оригинале “…ward aber in…”) в переводе означают: «Валтасар был в ту же ночь убит своими рабами». Эту надпись в Ипатьевском доме обнаружил в январе 1919 года Николай Соколов, назначенный Верховным правителем России адмиралом Колчаком для расследования убийства царской семьи.
Надпись выглядела и звучала как послание, явно отражающее смысл совершившегося события. Очевидно, её мог написать только тот, кто считал падение царской монархии и гибель царя от рук его подданных возмездием высших сил за зло. Следовательно, надпись оставил кто-то из участников убийства царской семьи. Кто из них настолько хорошо знал немецкую литературу, что мог процитировать Гейне, пусть и с одной ошибкой? По мнению Соколова, из уральских большевиков это могли быть только Пётр Войков или Лазарь Юровский. Оба жили в эмиграции и владели немецким языком.
Материалы следственного дела, представленные широкой зарубежной публике в 1924 году, породили теорию ритуального убийства последнего русского царя и его семьи. Эта теория живёт благодаря тому, что рациональных мотивов для массовой казни не просматривается.
Участь царских детей решили в Москве
До выхода в Париже книги следователя Соколова большевики на официальном уровне отрицали убийство всей семьи отрёкшегося императора. И только после её публикации появились в СССР материалы, признававшие уничтожение семьи Николая II и оправдывавшие этот акт «революционной необходимостью».
О том, кто отдал приказ на расстрел детей, нет единого мнения у историков. Большинство склоняется к версии о том, что поголовное уничтожение стало местной инициативой уральских большевиков, а центральное большевицкое руководство было поставлено перед свершившимся фактом. Но есть убедительные свидетельства другого рода.
В частности, особо уполномоченный ЦК в Екатеринбурге Филипп Голощёкин за несколько дней до расстрела побывал в Москве, где встречался с Лениным и Свердловым. Несомненно, ему было известно мнение вождей ЦК о том, как надо поступить с царской семьёй. И вот, Голощёкин тоже высказался за её казнь. Убедительны те историки, которые обращают внимание, что подобное решение должно было быть заранее одобрено в Москве.
Зачем уничтожали детей?
Мотивом ритуального уничтожения всей царской семьи, по мнению многих сторонников данной версии, стала месть православному русскому царю за многочисленные еврейские погромы в царствование Николая II. А черту оседлости, в которой содержались евреи в Российской империи до революции, некоторые сравнивают с вавилонским пленением древних иудеев, так что аналогия с Валтасаром тут была уместна.
Нередко утверждается, что следователь Соколов, будучи антисемитом, фальсифицировал упомянутую надпись. Проверить это нельзя, так как дом Ипатьева со всеми следами преступления был уничтожен в 1977 году по секретному постановлению Политбюро (исполнил его Борис Ельцин, бывший тогда первым секретарём Свердловского обкома). Однако можно найти причины убийства, не прибегая к гипотезе этнорелигиозной вражды.
Например, Ленин мог лично отомстить семье Романовых за смерть своего родного брата Александра. Тот был казнён в 1887 году за подготовку покушения на царя Александра III. Причём дальше разговоров там дело не зашло. Ульянова-мать подала прошение о помиловании, отклонённое императором. При этом Александр III помиловал некоторых других заговорщиков, чьё участие в кровавом замысле было не меньшим.
Наконец, ещё декабрист Павел Пестель в 1825 году призывал, в случае успеха восстания, истребить до последнего человека, включая младенцев, всю царскую династию, чтобы исключить опасность реставрации монархии. Не исключено, что все названные обстоятельства могли соединиться вместе в мотивах убийства, которое выглядит кровной местью или геноцидом, а следовательно – носит ритуальный характер, в силу любого из них.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.