Здравствуйте, уважаемые читатели.
Продолжаем тему научно-технического прогресса XIX века.
В предыдущей статье по этой теме речь шла об открытии способа получения чугуна, путём применения кокса вместо древесного угля, позволившего наладить массовое его производство.
Способ был запатентован англичанином Абрахамом Дарби в начале 18-г века. Во второй половине того же века в Англии было начато производство рельсов, а в 1881 году был построен первый железный мост.
Россия тоже развивала металлургию. В 1786 году в Питер (для усовершенствования пушечного литейного завода в Петрозаводске) был приглашён Карл Гайскон. Вместе с ним приехал шотландский инженер Чарльз Берд. В 1792 году было образовано Товарищество, с которого началась история литейного завода Берда. На этом заводе, кстати, отливали металлические детали и украшения для строящегося Исаакиевского собора.
Как обстояло дело с производством металла?
Англия за 40 лет увеличила выплавку почти в 9.5 раз, Франция - в 7.4 раза, США - в 40,4 раза, Россия - в 2.2 раза. Металл везде находил сбыт, ибо развивались промышленность и строительство, строились корабли, заводы, небоскрёбы, про армию тоже никто не забывал. С учётом этого совершенно непонятно закатывание глаз альтернативщиками, вдруг обнаружившими на старинных фотографиях множество металлоконструкций, а ещё... - остатки "древней" дороги, которую от нас скрывали историки :о)))
Которая "по официальной версии это чугун", но... даже не заржавела :о)))))))
Если кто-то из альтернативщиков сомневается, что это - чугун, да ещё и незаржавевший, может съездить в Крондштат, где старинные чугунные шашки сохранились лишь на Пеньковом мосту (на Якорной площади их заменили новыми).
Вообще-то удивление вызывают не только эти чугунные шашки, но и световые тротуарные решётки
Вот такие фонари находились на Drapers Hall (Лондон)
Современная замена
Из истории световых тротуаров
По сути, это называется убежищем (areaway), [2] тротуарным хранилищем, [11] или полым тротуаром. [12] В некоторых городах эти районы были созданы в результате повышения уровня борьбы с паводками, а в некоторых случаях они образуют сеть подземных туннелей (в настоящее время часто заброшенных). [13] [12] [14] Для освещения этих пространств, тротуары включали решетки, которые представляли опасность для поездки и позволяли попадать в подвал воде, уличной грязи, а также свету. Когда открытые решётки заменили на решётки со стёклами, это было очевидным улучшением. [15]
Рамы
Призмы тротуара развивались из корабельных палубных призм , которые использовались, чтобы осветить палубы судов. Самый ранний световой тротуар (Rockwell, 1834) использовал одну большую круглую стеклянную линзу, установленную в железной раме. По широкой линзе ходили, и если линза ломалась, в асфальте оставалось широкое отверстие, которое было потенциально опасным для пешеходов.
В 1854 году эту ошибку изправил Таддеус Хаятт с помощью своего «света Хаятта» (Hyatt light). В кованную железную раму было вставлено множество маленьких линз, которые прозвали «глаза быка». Даже если бы линзы разбивались, по железной панели все равно можно было ходить.
В 1890-х годах в Нью-Йорке чугунные рамы стали заменять железобетонными плитами. Вообще же для решёток световых тротуаров изпользовали кованное железо, чугун и, даже, нержавеющую сталь. Линзы были самой разной формы. В конце концов, в 1871 году в Лондоне братья Хейворд запатентовали свою "полупризму": изменив форму стекла добавлением призматической части снизу, что позволило с помощью призмы осветить площадь под главным зданием. Формы были прямоугольными (“половинчатыми”) призмами, перенаправляющими весь, входящий в них сверху свет в нужную сторону. Это было очередной ступенькой прогресса. Линзы позволили освещать не только пространство под тротуаром и подвалы зданий. В результате в подвалах стали размещать не только склады, но и магазины, офисы, жилые помещения.
Старинные решётки можно увидеть и в наше время, хотя нынче ячейки тротуаров заполняют упрочнённой ламинированной стеклянной брусчаткой, размеры которой могут быть больше, чем 100х100 мм.
Стекло
Старинное стекло, сохранившееся во многих старых тротуарных светильниках теперь стало фиолетово-золотого соломенного цвета. Это побочный эффект производственного процесса. Чистое кварцевое стекло прозрачно, но в старинных стеклах часто использовался кварцевый песок, содержащий железо и другие примеси. Наличие железа в готовом стекле даёт зеленоватый оттенок. Чтобы устранить этот эффект, во время изготовления стекла добавляли «обезцвечиватель», такой как диоксид марганца («мыло стеклодува»).
При воздействии ультрафиолетового света марганец медленно «соляризуется», становясь пурпурным, поэтому многие существующие тротуарные призмы нынче фиолетовые. Первая мировая война увеличила спрос на марганец и США были отрезаны от поставок высококачественной марганцевой руды из Германии, поэтому вместо нее в качестве обесцвечивающего вещества изпользовался диоксид селена. Селен также соляризуется, но до соломенного цвета.
В России тоже изпользовали подземное пространство. Подвалы "засыпанного Политеха" в Москве одно время освещались с помощью световых призм, вмонтированных в тротуары. В наше время альтернативщиков от фотографий Политеха с огромными окнами подвалов подкидывает :о) Не меньше броски и взлёты телес и при разглядывании зданий Омска (1 и 2) и Казани :о)))
Но посмотрите, какое удобное было изобретение, позволившее экономить дорогое электричество и рациональнее изпользовать подземное пространство городов
Про изобретение Хаятта много писала пресса:
"Мистер Хаятт из Нью-Йорка изобрел тротуар из стекла и железа, благодаря которому подземные квартиры выглядят так же приятно, как и надземные. Осветительная часть дорожного покрытия состоит из секций, каждая из которых представляет собой чугунную решетку, причем все промежутки каждой решетки снабжены соответствующими стеклами..."
(продолжение следует)