В качестве эпиграфа приведем фрагмент истории нашей читательницы.
«...Когда-то в юности, в конце 90-х, мы тусовались компанией на улице Апрельская напротив гостиницы «Карелия» – в доме, который пытливые молодые умы сразу же окрестили «Муравейник». Там жила одноклассница, к которой всегда можно было заглянуть после школы, а заодно спокойно посидеть на черной лестнице и пообщаться вдоволь.
Чем был примечателен этот дом? Ну как же: высок, огромен, и с одной-единственной парадной посередине. Лифта, правда, было запроектировано два. Но ждать их приходилось минут по 20-30 минимум. Длинные рукава коридоров раскидывались по обе стороны лестничной клетки. Если стоишь прямо в центре – не видишь, что в конце коридора творится.
Часть квартир в этом варварском великолепии была двухэтажной, что казалось совершенно немыслимым на фоне стандартных советских хрущоб. Конечно, такой дом был чуть ли не один на весь Питер. Тогда это вызывало восхищение. Сейчас – ужас. Потому что сплошь да рядом вырастают новостройки, на фоне которых старый добрый «Муравейник» кажется просто детским лепетом».
Квартальная массовая застройка, особенно на окраинах города, на границе с Ленобластью, спустя годы может привести к катастрофе. Дешевые районы без нормальных дорог и инфраструктуры привлекают тех, кому больше некуда деваться: им нужна питерская или «околопитерская» прописка и место, где перекантоваться.
Сюда съезжаются различные деклассированные элементы, рабочие из ближайшего зарубежья, а также «выселенцы», которые, например, разошлись с женами и их попросту «кинули» на жилье. А еще там обитают «социальщики» – им город предоставляет, как можно догадаться, социальное жилье. Это воспитанники детских домов (то есть, почти еще подростки, фактически лишенные надежды на благополучное будущее), а иногда еще и зэки.
Читайте также: Бандитский Петербург: рейтинг криминальных районов города
А еще в таких локациях живут, конечно же, и молодые семьи, которые позарились в свое время на недорогие квартиры. Типа «стартовое» жилье на первое время. Теперь эти семьи естественным образом разрослись, обзавелись детьми, и мечтают съехать в район покомфортнее, побезопаснее и с нормальной социальной инфраструктурой. А покупателей на их жилплощадь не находится. И им не уехать. Приходится ассимилироваться.
Люди живут здесь в тоске и безысходности. Отчаиваются. Кто-то спивается (бары и рюмочные, пришедшие на место более цивилизованного бизнеса, этому отлично способствуют). Люди попадают под влияние окружающей среды и опускаются на самое дно. Происходит криминализация районов.
А дальше навряд ли будет лучше.
Переход на проектное финансирование, с одной стороны, благо – обманутых дольщиков вроде как не будет, а с другой – огромная проблема. Потому что строительство «в кредит» неизбежно приведет к экономии на всем подряд.
Качество домов будет ухудшаться, а высота – расти, чтобы на один земельный участок впихнуть как можно больше жилых клетушек. Площадь квартир ожидаемо уменьшится – из-за снижения платежеспособности россиян и повышения цен. Народ будет вынужден ютиться буквально друг у друга на головах и ненавидеть друг друга.
Уже сейчас плотность жилой застройки приводит в ужас. А средняя высота проектов в Питере составляет от 9 до 27 этажей. Плюс к этому стоит добавить сложности вопросов кредитования: если банк будет ссуживать застройщику ограниченное количество средств, без учета необходимости комплексного развития территорий, то в городе появятся настоящие «каменные джунгли» – об этом недавно заявил Евгений Барановский, зампред Комитета по строительству.
И не одного его пугают подобные перспективы. Лев Каплан, и.о. президента, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой», еще прошлой осенью говорил о том, что «муравейники» на Парнасе и во Всеволожском районе» наводят ужас. Отсутствие зелени, детских площадок, узкие улицы – всё это делает районы непригодными для нормального проживания. «Гнать этажи – это недостойно Санкт-Петербурга, это хуже хрущевок» – вот мнение профессионала.
Так не пора ли остановиться?.. И начать делать акценты на качественные проекты с нормальной инфраструктурой, в которой у людей появится шанс на достойную жизнь.
Как думаете, что превратится ли Петербург (и особенно его пригороды) в криминальные гетто-районы с чрезмерной плотностью населения? Или все-таки власти не допустят такого развития событий, несмотря на реформы и задачу президента наращивать объемы жилищного строительства? Напишите свое мнение в комментариях! И подписывайтесь на Новострой-СПб, чтобы вместе следить за строительством нового жилья в Петербурге и области.