В предыдущей статье мы писали о том, как “самосбывающиеся пророчества” работают в положительном ключе: дети начинают лучше учиться. Но существует и обратный эффект.
Исследователи Клек и Стрента провели очень интересный эксперимент, описанный в работе “Perceptions of the impact of negatively valued physical characteristics on social interaction”, 1980 г.
В исследовании участвовали женщины, которые должны были беседовать в парах. Были наивные испытуемые и подставные собеседницы.
Наивных участниц разделили на две группы. Девушкам из первой группы рисовали на лице ужасающие шрамы и предлагали посмотреться в зеркало.
Женщинам второй группы ничего не рисовали.
Перед началом беседы девушкам из первой группы говорили, что необходимо подправить грим и незаметным образом стирали шрам с лица.
Наивные испытуемые из двух групп должны были оценить поведение их собеседниц по нескольким параметрам: зрительный контакт, разговорчивость, напряжённость и др.
Девушки, убеждённые в наличии уродства на лице отмечали, что собеседница часто отводила взгляд, вела себя снисходительно, покровительственно и несколько напряжённо.
Участницы из второй группы давали гораздо более низкие показатели по этим параметрам.
По окончании эксперимента видеозаписи бесед показали независимым наблюдателям, и они не выявили никакого различия в поведении собеседниц с девушками из первой и второй групп.
Мы видим, что испытуемые, которые были уверены в своей непривлекательности, начинали видеть в поведении других то, чего на самом деле не было. Они подсознательно ожидали к себе определённого отношения и, оценивая поведение собеседницы, стремились подтвердить свои ожидания.
Этот эксперимент ярко показывает, как ориентация на подтверждение собственных гипотез может искажать реальность.