После боя
Убыль экипажа
Итак, русские корабли вернулись в порт. Согласно сообщению капитана "Тэлбота", "Варяг" имел едва заметный крен на левый борт и небольшой пожар в корме, который быстро был потушен. Основные потери русский крейсер понес в людях: в вахтенном журнале крейсера указано, что в бою погибли 1 офицер и 22 нижних чина, тяжело ранены один офицер и 26 нижних чинов (после боя в течение нескольких дней скончались ещё 10 человек), «ранены менее серьёзно» — командир крейсера, два офицера и 55 нижних чинов. Итого 23 погибших, 84 раненых, из них 27 – серьезно, то есть убыль составила 1/10 экипажа (легкораненые оставались в строю). В рапорте наместнику Руднев приводит иные цифры: ранены серьёзно один офицер и 70 нижних чинов, легко — два офицера, а также многие нижние чины получили мелкие раны от осколков снарядов.
Из доклада Руднева также следует, что корабль полностью исчерпал возможности к сопротивлению: почти вся его артиллерия была уничтожена, а боезапас – расстрелян. Но после подъема крейсера выяснилось: орудия пригодны к использованию и не требуют замены. Японцы так и сделали, ограничившись мелким ремонтом.
Боезапас
Штатный боекомплект «Варяга» включал 2388 выстрелов калибра 152 мм, 3000 патронов 75 мм (более мелкие рассматривать не будем, ибо на исход боя они не влияли). В процессе подъема «Варяга» японцами было снято с него 128 снарядов калибра 152 мм. Их сдали в арсенал, забраковав несколько штук. Далее с поднятого крейсера были извлечены 2027 зарядов калибра 152 мм, 391 стальных 152-мм снаряда, 545 кованных 152-мм снаряда, 587 чугунных 152-мм снаряда, 336 шрапнелей 152-мм, 88 152-мм сегментных снаряда. Итого было поднято 2087 152-мм снарядов и 2027 зарядов к ним. За час крейсер израсходовал менее 400 снарядов главного калибра; оставшегося боезапаса хватило бы еще на два-три часа - самое меньшее. Кстати, все его противники расстреляли суммарно примерно столько же: Асама – 139, Чийода- 71, Нанива – 14, Ниитака – 183, Такачихо – 10, Акаси – 2. Итого 419.
Результативность огня
По итогам боя Руднев доложил о "сильном повреждении крейсера "Асама", кормовая башня которого прекратила огонь, о потоплении миноносца и о "вероятном потоплении" крейсера "Такачихо". Кормовая 203-мм башня "Асамы" действительно прекратила огонь, но не из-за повреждений, а в силу того, что на догонных курсах эта башня просто не могла действовать – ей мешали надстройки корабля.
Японские исторические и архивные источники сообщают об отсутствии попаданий в корабли эскадры Уриу. В настоящее время хорошо известна судьба кораблей японского флота; крейсер «Такачихо» погиб уже в ходе Первой мировой войны при осаде Циндао, миноносцы 9-го и 14-го отрядов были исключены из списков флота в 1919—1923 годах и сданы на слом. Стрельба русских кораблей оценивалась Уриу как «беспорядочная» и имевшая «крайне низкую точность».
Повреждения
После постановки на якорь пожары были окончательно потушены. Офицеры и команда «Варяга» приступили к осмотру корабля и ремонту. В 13:35 Руднев отправился на «Тэлбот», где заявил его командиру о намерении уничтожить «Варяг» и перевезти команду на нейтральные корабли; получив согласие Бэйли, Руднев в 13:50 вернулся на крейсер и сообщил о своём решении офицерам, которые на общем совете поддержали командира (необходимо отметить, что решение офицеров не было единогласным; в частности, старший офицер «Варяга» В. Степанов не был приглашён на совет, и приказ Руднева покинуть корабль стал для него полной неожиданностью).
Миф
Дальнейшее хорошо известно. Свезя команды на берег и на нейтральные корабли, русские взорвали бесполезную канонерскую лодку и аккуратно притопили на мелководье крейсер (он остался лежать на боку в таком положении, что японцы смогли незамедлительно поступить к судоподъемным работам).
Почему не взорвали "Варяга"? Руднев ссылался на близость кораблей международной эскадры, которых, якобы, могло зацепить взрывом (как будто крейсер был несамоходным блокшивом, и не мог отойти в гавани на безопасное расстояние). Не очень убедительно: "Корейца"-то взорвать это не помешало. Думается, Всеволод Федорович просто не хотел злить японцев. Те оценили поступок по достоинству, охотно пропагандируя подвиг "Варяга", и способствуя вящей славе его экипажа и командира.
Офицеры корабля, кстати, искренне считали, что в России их ничего хорошего не ждет. Так, согласно воспоминаниям штурмана «Варяга» Е. Беренса, возвращаясь в Россию, офицеры крейсера полагали, что их отдадут под суд. Но вместо суда их встретила невероятная слава: царскому правительству срочно нужен был подвиг, способный воодушевить население, и сгладить провальное начало войны. Все без исключения члены экипажей "Варяга" и "Корейца" получили награды (а некоторые были награждены даже дважды). Такое массовое награждение произвело на армию весьма неблагоприятное впечатление. Для каждого было ясно, что если от командира судна требовалась некоторая решимость, чтобы идти навстречу превосходящим силам противника, то со стороны остальных чинов одно присутствие на корабле (может быть и невольное) само по себе не составляло ещё заслуги, достойной награждения военным орденом. Неудовольствие в офицерской среде стало ещё сильнее, когда впоследствии выяснилось, что вообще в указанном бою экипажем «Варяга» не было совершено никакого подвига, а на «Корейце» даже не было потерь.
Тем не менее, миф о "Варяге" оказался куда удачливее самого "Варяга" (который японцы, к слову, подняли, отремонтировали, эксплуатировали с 1906 по 1916 год – и не имели претензий к пресловутым котлам Никлосса, а потом… продали обратно России; отправленный в Англию на ремонт в 1917 г., он налетел на скалы близ побережья Шотландии). О "Варяге" слагали песни (слова самой известной, кстати, написал австриец), снимали фильмы, писали книги. "Варяг" стал именем нарицательным…
Приложение
Офицеры крейсера:
• Старший офицер капитан 2-го ранга Вениамин Васильевич Степанов 3-й (Прибыл 13.10.1902 из Порт-Артура).
• Старший минный офицер лейтенант Роберт Иванович Берлинг (Прибыл 28.01.1903 с ЭБР «Севастополь»)
• Старший артиллерийский офицер лейтенант Сергей Валерианович Зарубаев (Прибыл 06.12.1902 с МКЛ «Отважный»).
• Старший штурманский офицер лейтенант Евгений Андреевич Беренс 1-й (Прибыл 19.09.1903 с КР I р. «Паллада»)
• Батарейный командир мичман Александр Николаевич Шиллинг (прибыл 21.10.1903 с мин. «Грозовой»).
• Младший штурманский офицер мичман Василий Александрович Балк 3-й (Прибыл 28.10.1903 из экипажа).
• Младший штурманский офицер мичман Алексей Михайлович граф Нирод (Прибыл 01.01.1903) с должности вахтенного начальника. Убит в бою 27.01.1904
• Плутонговый командир мичман Александр Александрович Лобода (прибыл 16.11.1903 из Квантунского флотского экипажа).
• Плутонговый командир мичман Петр Николаевич Губонин (Прибыл 15.10.1903 из экипажа).
• Плутонговый командир мичман Дмитрий Павлович Эйлер (Прибыл 15.10.1903 из экипажа).
• Ревизор мичман Николай Иванович Черниловский-Сокол (переведен 16.08.1902 с должности младшего штурмана).
• Старший судовой инженер-механик Николай Генрихович Лейков (Прибыл 02.01.1901 из экипажа).
• Трюмный механик младший инженер-механик Яков Савич Солдатов (Прибыл 02.01.1901 из 13 флотского экипажа).
• Минный механик младший инженер-механик Николай Владимирович Зорин (Прибыл 16.11.1903 из 29-го флотского экипажа).
• Младший судовой механик младший инженер-механик Сергей Сергеевич Спиридонов (Прибыл 19.10.1903 из 3 флотского экипажа).
• Старший судовой врач Михаил Николаевич Храбростин (прибыл 16.06.1903 из экипажа).
• Младший судовой врач Михаил Лаврентьевич Банщиков (Прибыл 01.11.1903 с КР I ранга «Диана»).
• Шкипер Титулярный советник Дмитрий Сергеевич Барсуков (Прибыл 01.03.1903).
• Комиссар коллежский секретарь Андрей Филимонович Денисов (Прибыл 02.01.1901 из экипажа).
• Машинный содержатель титулярный советник Федор Андрианович Маркелов (Прибыл 02.01.1901 из экипажа).
• Священник Тульской епархии отец Михаил Руднев (Назначен приказом начальника эскадры от 06.10.1902).
Результаты осмотра крейсера
В ходе подъёма «Варяга» японцы изучили крейсер и детально описали обнаруженные повреждения. Всего в корпусе и надстройках (мачты и трубы были при подъёме демонтированы) были обнаружены следы 9 боевых повреждений, а также одно повреждение, возникшее после затопления корабля:
- Пробоина размером 0,6 × 0,15 м на переднем мостике по правому борту и рядом с ней несколько мелких пробоин;
- Пробоина размером 3,96 × 1,21 м и рядом с ней 10 мелких пробоин на палубе по правому борту в районе переднего мостика;
- Пробоина размером 0,75 × 0,6 м и рядом с ней три мелких пробоины в фальшборте по правому борту, между первой и второй дымовой трубой;
- Пробоина размером 1,97 × 1,01 м в левом борту у ватерлинии (нижняя кромка пробоины уходила на 0,8 м ниже ватерлинии), между второй и третьей дымовой трубой;
- Подводная пробоина размером 1,99 × 0,15 м в левом борту, за четвёртой дымовой трубой, возникшая в результате продавливания борта камнями после затопления корабля;
- 12 небольших пробоин в центральной части верхней палубы, в районе грот-мачты;
- Пробоина размером 0,72 × 0,6 м в левом борту на 1,62 м выше ватерлинии, под 152-мм орудием № 10;
- Очень большая (размером 3,96 × 6,4 м) пробоина на верхней палубе по левому борту, в районе 152-мм орудий № 11 и 12, там же произошёл большой пожар;
- Шесть небольших пробоин по правому борту у кормовой оконечности за 152-мм орудиями;
- Пробоина размером 0,75 × 0,67 м на верхней палубе в кормовой оконечности.
С учетом попадания в мачту, демонтированную при подъеме, получается 11 повреждений, из них 6 (ШЕСТЬ) боевых. По мнению В. Катаева, повреждение № 5 возникло вследствие посадки крейсера на камни у острова Пхальмидо (Иодольми), а повреждения № 8, 9 и 10 имеют не боевой характер и являются результатом пожара и взрыва боеприпасов, произошедшего в Чемульпо на брошенном после эвакуации команды корабле. Пожарами была повреждена 1⁄6 часть корабля, особенно пострадала палуба в кормовой части. Силовая установка и (особенно важно!!!) механизмы винто-рулевой группы никаких боевых повреждений не имели и находились в исправном состоянии. Все 152-мм орудия, а также не менее шести 75-мм и двух 47-мм орудий «Варяга» японцы после обследования признали пригодными для использования.
Впервые опубликовано:
https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/839406696117098