Найти тему
Культ-Ура!

Загадка под слоем краски Венецианова

Практически у каждой картины есть свои секреты. Не стала исключением и картина Алексея Гавриловича Венецианова "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга". Когда-то это полотно встречало гостей Третьяковской галереи в таком виде. Но почитатели художника говорили о том, что эта работа не совсем в его "стиле". В конце 2005 года, после того, как полотно попало на реставрацию, оно все-таки открыло свой секрет. На основании непохожести картины на манеру письма Венецианова, появилось предположение о том, что это второй слой краски. Чтобы узнать секрет, который скрывало изображение Петра и его свиты, специалисты взяли на себя огромную ответственность провести частичную "расчистку".

-2

В то время, когда у края картины сняли верхний слой краски, реставраторы обнаружили изображение листьев. Архивные записи подтверждают что на заднем плане был изображён Гром-камень. Тот самый, на котором установлен Медный всадник. Но на картине камень был значительно меньше по размеру, в человеческий рост, тогда как оригинал был в несколько раз выше. Постепенно удаляя слой верхней краски, реставраторы обнаружили, что оригинальное изображение камня не помещается на картине и небо, по Венециановски голубое, а не желто-зеленое. Снимая миллиметр за миллиметром толстый слой краски, открывался совсем другой сюжет. Фигура главного героя тоже была изменена.

-3

Снимать краску с изображения Петра было также опасно, могло обнаружиться, что детали первоначального изображения не проработаны. Вполне могло оказаться, что под слоем верхней краски был просто контур. Но реставраторы приняли решение пойти на эти риски и, как оказалось, не зря!

-4

Под ничего не выражающим, приукрашенным Петром, оказалось брутальное, немного грубое, но живое, изображение кисти настоящего Венецианова. Кому и зачем понадобилось перекрывать настоящую картину? Сняв весь верхний слой краски, оказалось, что полотно было сильно повреждено более ста лет назад. Художник, который тогда занимался реставрацией, провёл её очень грубо. Покрыв повреждённые места грунтом, он решил просто их закрасить. Сейчас полотно на прежнем месте в галерее, но только теперь посетителей встречает подлинный шедевр кисти Венецианова.

Если вам понравилась статья - дайте знать! Больше лайков - больше интересных статей и подборок!