Когда сетуют на не слишком благополучное положение дел в российском шоу-бизнесе, то спрашивают: а кто виноват? Не американцы-вредители же пришли и заставили людей слушать мерзкую музыку. Сами виноваты, и страна имеет то, что заслужила.
Лого лейбла UMG
Иногда реальность оказывается изощрённее самых бредовых выдумок. А история про американцев-диверсантов, как оказалось, совсем не беспочвенна.
Дело было вот как.
В конце 90-х американский экспат по имени Дэвид Джанк (фамилия говорящая — «отбросы») возглавил российский филиал звукозаписывающего гиганта Universal. Пришёл туда он вовсе не из любви к искусству, а потому что был профессиональным управленцем, и ему было всё равно, чем управлять. Нефть и газ между собой уже поделили олигархи, а шоу-бизнес, едва успевший отойти от стихийного безумства 90-х, оказался свободной нишей.
На руководящей должности Джанк начал находить эти самые отбросы и продвигать их на большую сцену. Первой его крупной звездой стала Алсу. Свою подопечную он даже отправил на Европомойку (также известную как Евровидение) — феноменальная популярность этого сомнительного зрелища в России — тоже непосредственная заслуга Джанка.
Самым крупным достижением Universal Music Russia стал успех дуэта Тату. Под руководством грамотных музыкантов и профессиональных пиарщиков они даже ненадолго пробились на международную арену, что сейчас для России не редкость, но тогда было феноменальным успехом.
Этот дядька так или иначе причастен к продвижению на большую сцену России большей части яда для наших ушей.
Джанк оказался на волне: его пребывание на посту царя всея попсы совпало с переходом российского музыкального рынка от ларьков пиратских кассет к лицензионным дискам, от чёса по советским ДК к почти западной клубной системе.
Нагадив и сняв все сливки, Джанк уехал домой слушать нормальную музыку, а его место с тех пор занимает Дмитрий Коннов. Этому преемнику пришлось столкнуться и с кризисом индустрии, и с падением объёма рынка в 5 раз. Судя по имеющимся в сети интервью с Конновым, сегодня российский филиал Юнивёрсал всё больше теряет способность ориентироваться в современной ситуации. Артисты с лейбла уходят, руководство пытается лавировать вместо того, чтобы, как раньше, царствовать в своей нише.
Апофеозом можно считать историю, когда лейбл решил поиграть в Айзеншписа. Нашел молодого артиста, подписал с ним договор 360 и слепил из талантливого в общем-то парня недоразумение под названием Рома Кенга. Не вышел у них ни второй Сташевский, ни второй Рома Зверь.
Что же будет с легендарным значком дальше? Сдуется и закроется? Думаю, вряд ли. Свою долю рынка, хоть и уже умирающего, компания стабильно держит, как и довольно объёмный бэк-каталог старых релизов. Так и живём.