Найти тему

Что делать, если тебе сели на шею, или "Помоги мне, пожалуйста"

Депозит фото
Депозит фото

Блог Усталого Учителя

Согласитесь, дорогие читатели, у каждого из нас есть коллега, который любит, чтобы делали за него. Нет, конечно, он не говорит: "Сделай за меня". Но сделает все, чтобы именно так и оказалось.

Подобные коллеги (для меня) делятся на три группы:

  1. Жалобно просящие. "Не мог бы ты помочь мне. Совсем нет времени. Компьютер сломался. Дел много". И тому подобное. При этом его собственное участие в данном процессе как бы автоматически отменяется. У него же времени нет. А у тебя есть (хотя, конечно, бывают форс-мажоры и все это совершенно искренне, но разговор сейчас не об этом)
  2. Немного нагловатые. "Ну, у тебя же есть эта программа, сделай мне. Ты умеешь, тебе это быстро. А я все равно не смогу, ты же знаешь, это не моё". Как вы видите, и здесь участие просящего исключено.
  3. Совсем наглые. "А помнишь, я за тебя на субботник с классом ходил. Замёрз совсем, простудился. Теперь твоя очередь, отрабатывай". Ну, здесь ты как бы сам виноват, в следующий раз выбирай тщательнее, к кому обращаться.

Всё мы понимаем, стоит один раз повестись - и ты до конца дней своих будешь выполнять чужую работу. Не так давно видел нашего нового информатика - совсем юную девочку, пришла первый год, которая выходила из школы в восьмом часу вечера (у нас одна смена). Оказалось, заполняла за коллегу - опытную, возрастную - электронный журнал. Не могла отказать. Не в первый раз. А старшую коллегу все устраивало, она ушла домой в час.

Проблема эта лично для меня никогда не была проблемой, у меня своя методика работы с такими коллегами. Я никогда не отказываю. Беру за руку, веду в кабинет, сажу рядом с собой и подробно, по этапам, объясняю особенности программы, проекта и пр. Это затратно по времени, но полезно для всех участников процесса. И никаких обид.

С первого же раза коллеги сортируются на две команды - тех, кто действительно хочет учиться, и на тех, кто запланировал проехаться за чужой счёт. Первые придут снова - спрашивать, уточнять, корректировать. А вторая группа никогда больше не обратится. Потому что помощь - это не то, что им нужно. Им нужно, чтобы сделали за них.

Скриншот с демотиватора
Скриншот с демотиватора

А как вы снимаете ездоков со своей шеи? Есть ли у Вас секреты продуктивных отношений в коллективе?

Жду ваших историй

Bloguu@yandex.ru