Спойлер: потому что ленятся и всё делают на авось!
Да-да, большое количество предпринимателей начинают своё дело, не имея ни бизнес-плана, ни маркетингового плана, ни бизнес-модели. Они просто вкладывают сотни тысяч рублей в надежде, что может быть выстрелит.
Приведу пару примеров из собственной практики:
- Несколько лет назад меня зазывали на позицию директора по маркетингу в одну сибирскую компанию по производству пельменей и блинчиков с начинкой. Компания в своём регионе была довольно успешна и планировала расширение. В процессе общения с владельцем я начал рассказывать про маркетинговую стратегию, необходимость исследования рынка перед запуском нового продукта и так далее. Владелец смотрел на меня ничего не понимающим взглядом. На мой вопрос "А как вы делаете?", получил ответ "Ну, мы пробуем. Получится - хорошо. Не получится - значит не получится. У нас все так делают". После этих слов непонимающим взглядом посмотрел на него я;
- "Борис, мы открыли бизнес. А где нам брать клиентов?". Это один из самых популярных запросов, которые я получаю, как консультант. Естественно, у меня сразу встаёт вопрос "А как вы открывали бизнес, не понимая, откуда брать клиентов?". Конечно, я задаю его в менее резкой форме, но, честно говоря, совсем не понимаю, как можно начинать своё дело, не имея хотя бы базового плана продвижения?
А ведь на сколько было бы проще всё просчитать перед тем, как запускать бизнес. Мне самому часто приходят разные бизнес-идеи. Но прежде, чем что-то предпринимать, я, во-первых, накидываю простенькую бизнес-модель, чтобы понимать сколько нужно будет вложить и что я с этого получу, а во-вторых, провожу исследование рынка "на коленке", чтобы оценить спрос. В этом мне помогает сервис поисковых запросов wordstat.yandex.ru - с его помощью можно понять, какое количество человек искали товар или услугу в вашем регионе за последние 28 дней, то есть, оценить спрос. И сам поисковик Яндекса - он помогает оценить количество предложений, то есть оценить конкуренцию на рынке.
В целом же любой начинающий предприниматель может и провести маркетинговое исследование, и прописать финансовую модель, и сделать бизнес план самостоятельно. Руководств по самостоятельному планированию сейчас огромное количество. А для жителей столицы ещё доступны и сервисы ГБУ "Малый бизнес Москвы", которые постоянно проводят множество бесплатных (!) обучающих мероприятий для предпринимателей.
Так что я считаю, что лучше потратить немного времени на то, чтобы просчитать потенциальный успех бизнеса, чем вкладывать деньги и смотреть, что будет.
А как вы поступаете? Пишите ответы в комментариях.
Понравилась статья? Ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!
Хотите со мной связаться?
Пишите на: bzak-consult@yandex.ru