Найти тему

Харуки Мураками. Убийство Командора

Скажу сразу - книга меня не удивила. Харуки Мураками - это Харуки Мураками. И после всех книг, что прочитала у этого автора, я знала (примерно,) чего ожидать. Невероятного смешения реального и нереального, неспешного повествования переходящего в невообразимую фантазию.

Да, как утверждают многие, Мураками из книги в книгу пишет об одном и том же. О том, что наш привычный и обыденный мир неразрывно связан с тем миром, что может существовать только в наших фантазиях или снах. И пусть для прагматичного человека это кажется бредом, для автора и поклонников автора, наоборот, представляется вполне нормальным.

В новом двухтомнике Харуки Мураками "Убийство Командора" все начинается обыденно и грустно. Художник тридцати шести лет расходится с женой, с которой прожил шесть лет. Спокойно расходится, без скандала. Он просто собрал свои вещи и ушел из дома. Так захотела жена, и он не протестовал. Ушел по-интеллигентному, красиво.

И поселился в маленьком домике на склоне горы вдали от людей. А в том доме некогда жил известный художник, ныне заканчивающий свои дни в доме престарелых. Идеальное место для человека, желающего пожить в одиночестве.

Главный герой книги так и живет. Тихо, спокойно, не вступая особо ни с кем в контакты. Может быть так и жил он в другой книге. Страдал, вспоминая прошлую жизнь (а ему есть что вспомнить). Если бы это была книга другого автора.

Мураками же своего героя окунает в такие события, что ни о какой спокойной жизни и речи быть не может. Личности, с которыми сталкивается наш герой, странны до невозможности. Как и события, которые последовали после знакомства с этими личностями.

Умелое балансирование автором на грани реального и ирреального не дает оторваться от чтения. И хотя книга довольно-таки объемная (два внушительных тома!), читается быстро. Впрочем, как и другие книги Харуки Мураками.

И вот тут надо внести некоторое дополнение. Книги этого автора - особые книги. С одной стороны они просты - читать их легко и увлекательно. С другой - слишком сложны. Потому что порой автора уводит в такие дебри, что невольно возникает вопрос: а понимает ли он сам о чем пишет?

Эта книга тоже не исключение. Если её начало похоже на неспешный роман об одиночестве, то к середине переходит в чистую фантасмагорию с потусторонними существами, совершающими не только необъяснимые вещи, но даже говорящими на непонятном языке. Да и финал романа, при желании автора привести его к счастливому концу, оставляет столько загадок, неразорванных нитей, неразвязанных узлов и неразрешенных загадок, что впору создать новое произведение неменьшего размера.

Но в этом весь Мураками. Любит он запутать читателя, а потом, в буквальном смысле, бросить его одного в море загадок. Разрешай их сам, додумывай сам, а мне пора браться за новую книгу.

И это хорошо. Пусть еще будут новые книги!