Найти в Дзене
Светлана Карагод

Маркиз де Сад - философия или судьба?

Маркиз де Сад - философия или судьба?

Сейчас, пожалуй, трудно найти взрослого человека, не имеющего представления о том, что такое садизм. Телевидение время от времени демонстрирует «познавательные» программы, где в масках и без предстают члены различных садомазохистских групп, а также одиночки, культивирующие целую теорию получения полового наслаждения путем боли. Родоначальником половой психопатии, под названием «садизм», а вернее ее отражением в литературе был Донасьен-Альфонс-Франсуа граф де Сад. Этот титул он не любил, больше предпочитал детский «титул учтивости» - маркиз. «Ни одно из ощущений по остроте и полноте своей не может сравниться с болезненным ощущением…», - таково кредо де Сада. На протяжении почти трехсот лет со дня смерти маркиза его фигура обросла многими легендами. Но, именно изучая биографию де Сада, можно увидеть не только истоки сюжетов его произведений, но и причины столь странных эротических пристрастий.

На свет он появился в Париже, на улице Конде, 2 июня 1740 года в семье потомственного наместника нескольких французских провинций и фрейлины принцессы де Конде. Это был второй сын в семье, потому его появление не вызвало особой радости. Тем не менее, на следующий день ребенок был крещен в церкви Сен-Сюльпис местным викарием Ле Ваше и не знал отказа не в чем. «Рожденный… в роскоши и богатстве, - писал позже в автообиграфическом романе «Алина и Валькур» де Сад, - я считал с момента, когда пробудилось мое сознание, что природа и судьба соединились лишь для того, чтобы отдать мне свои лучшие дары. Я думал это, так как окружающие имели глупость мне это говорить, и этот более чем странный предрассудок сделал меня высокомерным деспотом и необузданным в гневе. Мне казалось, что все должны мне уступать, что весь мир обязан исполнить мои капризы, что этот мир принадлежит только мне одному».

Вспыльчивый характер де Сада не раз приводил не только к ссорам в кругу семьи, и был причиной многих неприятностей в его военной карьере. В пятнадцать лет, он уже младший лейтенант королевского пехотного полка. Через четыре года за активное участие в сражениях Семилетней войны де Сад получает звание капитана Бургонского полка. «Служить королю и женщинам – вот смысл военной службы», - девиз, которому он следует. У него возвышенные платонические чувства к подруге детства Мари-Дороте де Руссэ, урожденной де Сен-Сатюрнен-лез-Апт. Они молоды и строят планы о будущем, ведут галантную переписку, которую, кстати, маркиз де Сад будет возобновлять неоднократно вплоть до смерти в1784 году мадемуазель де Руссэ, исполнявшей в Лакосте обязанности гувернантки. Она будет единственной женщиной, которая, не смотря на свою любовь к де Саду, не ступит на путь порока.

Чувства к юной де Руссэ в тоже время не мешают де Саду развлекается с актрисами и проститутками. Он отказывается признавать, что таких женщин можно считать людьми и унизиться до того, чтобы им покровительствовать. «Публичная женщина – это презренная рабыня любви. Ее тело, созданное для наслаждения, принадлежит тому, кто за него заплатил. С ней, раз ей заплачено, все дозволено и законно», - утверждал он, и известно куда эта теория привела его позже.

Следуя моде, в полку де Сад приобрел репутацию негодяя. У него появилось множество врагов, и он пытается переменить полк с понижением в чине, но в те времена за офицерские места платили большие суммы денег, которых у него не было. В 1763 году в звании капитана кавалерии ему приходится уйти в отставку. Этот год знаменит также тем, что в марте, отец принуждает де Сада жениться на старшей дочери президента налоговой палаты, девице Рене-Пелажи Кордье де Монтрей (род. в 1741 г.). Церемония бракосочетания с благословения короля Людовика XV, королевы и королевской фамилии проходит в церкви Святого Роха и едва не заканчивается скандалом. При помощи этой женитьбы семья де Сада поправляет свое пошатнувшееся материальное и общественное положение, но брак был неудачным. Как позже писал в одном из своих произведение маркиз: «Жизнь молодых была бы счастливой, если бы деньги действительно играли какую-то роль в счастье». Через несколько дней после свадьбы де Сад оставляет жену, пускается в беспутное путешествие, и 29 октября его впервые привлекают по суду за разврат в доме свиданий. Он заключен в башню Венсеннского замка, продолжительность первого заключения — пятнадцать суток. Надо сказать, что и на этот раз, и позже в привлечении маркиза к суду значительную роль играет семья Монтрей. Теща всяческим образом пытается избавить дочь от столь неудачного мужа. За распущенность и разврат, так называемый «либертинаж», - треть жизни он проведет в тюрьме, из которой его не однажды будет освобождать все та же жена. Удивительно, но не только она, но и многие другие женщины, с которыми его сталкивала судьба, любили этого достаточно быстро пополневшего, невысокого (около 160 см) господина, с высоким лбом и голубыми глазами, и оставались ему верны. Их не останавливали ни светские приличия, ни родственные отношения. Так, например, сестра жены, мадемуазель Анна-Проспер де Лонэ пустилась следом за маркизом де Садом в его марсельском бегстве и сопровождала вплоть до ареста.

Подробности большинства эротических безумств маркиза де Сада покрыты мраком неизвестности. Множество жертв получали от своего тирана вознаграждение и, уходя вполне утешенными, даже не жаловались. Ни одна из высокопоставленных особ, бывших в объятиях де Сада, не обратилась в полицию. Все дела - которые в основном велись инспектором Марэ, регулярно получавшим вознаграждение от семьи Монтрей - касались либо женщин низшего сословия, либо, проституток, а мы помним, как маркиз к ним относился. Тем более их претензии к де Саду, больше напоминают шантаж. Вот несколько нашумевших историй.

3 апреля 1768 года в девять часов утра на площади Виктуар маркиз де Сад, одетый в серый сюртук, с охотничьим ножом на поясе и с тростью в руке, встречает вдову кондитера Розу Келлер. Ей около тридцати шести лет, род занятий достаточно неопределенный. Она согласилась сесть в фиакр вместе с маркизом, который привез ее в свой дом в предместье Аркей. Там, принудив Розу раздеться, маркиз неоднократно избивал женщину плетью с узелками на концах. Затем он натер пострадавшие части тела мазью, в состав которой входил белый воск, предложил исповедать ее и, принеся Розе завтрак, запер ее в комнате на два оборота. Однако же женщине удалось выпрыгнуть в окно. Оглашая предместье громкими стенаниями, она отправилась в полицейский участок, где и подала крайне преувеличенную жалобу. Поскольку преступление совпало по времени с пасхой, простолюдины пришли в крайнее возбуждение. Через несколько дней Роза Келлер отказывается в обмен на компенсацию в размере 2.400 ливров и вскоре выходит замуж. Но, несмотря на это маркиз де Сад проводит под арестом до 10 июня, когда Верховный Суд ратифицирует королевское помилование, присуждая де Саду лишь штраф в 100 ливров.

Следующая история произошла в 1972 года и едва не стоила маркизу жизни. В середине июня вместе со своим лакеем Латуром де Сад уезжает из Лакоста в Марсель с целью изыскания денежных средств. А уже 27 июня эти двое поднимаются в комнату девицы Борелли, по прозвищу Мариетт (23 года), где их ждали еще три девицы легкого поведения: Роза Кост (18 лет), Марианетта Ложье (20 лет), Марианна Ла-верн (18 лет). Означенные лица, если верить полицейскому протоколу предавались следующим предосудительным занятиям: активная и пассивная флагелляции [бичевание], анальный секс, от которого девушки, если верить их словам, отказались; прочие удовольствия, не уточненные в протоколе, а также употребление возбуждающих конфет со шпанской мушкой, предложенных де Садом.

Следующим утром маркиз посещает Маргариту Кост (19 лет). Он предлагает ей заняться содомией, от которого она, по ее словам, отказалась. А он опять угощает ее теми же самыми конфетами. 30 июня поступают жалобы Маргариты Кост начальнику полиции. «Мучаюсь в течение нескольких дней болями в желудке». 1 июля проститутки обвиняют де Сада в попытке отравления. С наигранным возмущением девушки обвиняют клиентов в гетеросексуальной содомии. 3 сентября королевский прокурор выносит в Марселе решение: «Маркиз де Сад и его слуга Латур, вызванные на суд по обвинению в отравлении и содомии, на суд не явились и осуждаются заочно». Обвиняемых приговорили к публичному покаянию перед дверью кафедрального собора; затем их должны были отвести на площадь Святого Людовика «с тем, чтобы на эшафоте отрубить помянутому де Саду голову, а помянутого Латура повесить на виселице. Затем тела де Сада и Латура должны быть сожжены, а прах их развеян по ветру». Так как обвиняемые бежали, не дождавшись ареста, 12 сентября чучела де Сада и Латура подвергнуты казни и сожжены на площади Проповедников в Эксе. Арест настигает де Сада Шамбери, главным образом, из-за настоятельных просьб тещи, госпожи де Монтрей, которую маркиз прозвал «свиным рылом». Эта история со шпанскими мушками стоила де Саду, не считая коротких месяцев свободы после побегов, около 11 лет жизни. За это время он стал писателем, создавая своеобразную этику своей сексуальности.

Из заточения его спасает начавшаяся революция. 2 июля 1789 года маркиз де Сад кричит из окна своей тюрьмы, будто бы в Бастилии убивают заключенных, призывая толпу прийти к ним на помощь. Вследствие такой скандальной выходки его переводят в Шарантон, запретив при переезде захватить с собой наиболее важные книги и рукописи. После взятие Бастилии, комната Сада подвергается ограблению, причем многие бумаги выбрасываются или уничтожаются. Он проведет в заключении еще девять месяцев и, выйдя на свободу, попытается помириться с женой, находящейся в монастыре Сент-Ор. Она отказывается его принять и вскоре в Парижском суде добивается полного развода с мужем. Несколько лет маркиз де Сад занимается театром. 25 августа 1790 года он вступает в связь с молодой актрисой, Мари-Констанс Ренель по прозвищу «Душенька», (бывшая жена Балтазара Кенэ, от которого у нее был ребенок). Она останется любовницей знаменитого писателя до конца его дней.

Долго быть на свободе у де Сада не получилось. Начиная с 1793 года, он испытывает финансовые затруднения, но не может поступиться своими принципами и вершить «правосудие» так, как этого требует новая власть. Будучи главным судьей Большого суда присяжных, он отказался вынести смертный приговор членам оппозиции. При этом заметил, что, по его мнению, можно совершать преступления ради удовольствия, но убивать во имя справедливости – он не может. Его излишняя «умеренность» и то, что он помогает многим избежать гильотины, в том числе и родителям бывшей жены, приводит к тому, что вскоре, 5 апреля 1801 года, его бросают в тюрьму Сент-Пелажи, а затем переводят клинику для душевнобольных Шарантон. Здесь он останется до своей смерти, то есть еще 11 лет и 8 месяцев.

При том бедственном положении, которое маркиз де Сад испытывал в последние годы, Шарантон казался гуманным решением проблемы. Констанс могла беспрепятственно выполнять его поручения, приносить ему книги и все необходимое, насколько они могли себе позволить.

Наиболее примечательной особенностью последних лет пребывания де Сада в лечебнице оказалось то, что долгое время, до тех пор, когда в 1970 году были опубликованы шарантонские дневники, оставалось тайной. В Шарантоне служила некая мадам Леклерк. У нее была дочь Мадлен, на которую де Сад впервые обратил внимание в 1808 году, когда той сравнялось двенадцать лет. В ту пору не было никаких свидетельств, что между девочкой и шестидесятилетним господином возникла интимная близость. Но через год или два, если верить маркизу, мать прямо разрешила Мадлен стать любовницей графа. Быть может, готовность, с какой мадам Леклерк благословила эту связь, объясняется близостью де Сада к театру и намеками на то, что у ее дочери есть шанс сделать сценическую карьеру. Но дело было не только в корыстных соображениях. Когда де Сад и Констанс строили свои фантастические планы жизни на свободе, Мадлен не оставалась в стороне, заявляя, что никогда не покинет их. Осенью 1814 года Мадлен было семнадцать, а де Саду семьдесят четыре. Почему, трудно сказать, но он нашел в ней прилежную ученицу, готовую разделить его наслаждения. Имея под рукой заботливую Констанс для выполнения поручений и Мадлен для любовных утех, не обделенный пищей и напитками, читая книги и принимая посетителей, маркиз умудрился, вполне в своей манере, соединить муку мученичества с блаженством. В смерти де Сада 2 декабря 1814 года не было ничего ритуального: ни покаяния на смертном одре, ни еще более модной гордыни, с какой доблестный безбожник встречает свой смертный час. Он скончался покойно и хотя неожиданно, но без драматических эффектов. Назавтра у него были назначены свидания: одно – одно со священником, другое – с семнадцатилетней любовницей. Потомкам он оставил полную возможность делать из себя что угодно. В его личности тесно переплелись две ипостаси: писатель и сексуальный извращенец. Он создал этику своей сексуальности, обобщил и проанализировал свой опыт. Высшая ценность его свидетельств в том, что они лишают нас душевного равновесия, и заставляет нас внимательно пересмотреть основную проблему - правду об отношении человека к человеку.