Когда Иисус шёл на Голгофу, он остановился передохнуть у дома одного иерусалимского ремесленника - Агасфера. Тот воспротивился, оттолкнул Христа, да ещё и зло сострил:
- Иди, иди! На обратном пути отдохнёшь!
Иисус, взглянув на человека устало, сказал тому:
- Ну и ты тогда иди. Иди до тех пор, пока я вновь не приду.
И Агасфер пошёл. Говорят, ходит по всему свету с тех пор, не может ни остановиться, ни умереть.
На одной из гравюр Гюстава Доре с эсхатологическим сюжетом изображено начало Последней Сцены мировой истории. Небо разверзло и начинается всё предсказанное. На фоне этого величественного и, безусловно, страшного события усталый седой старик, равнодушно наблюдая за происходящим, стягивает свои старые сапоги. Свершилось! Теперь, по крайней мере, он может остановиться и передохнуть перед Великим Судом.
Эта история не описана в Библии, нет её и в ранних христианских преданиях. Похожие истории о человеке, который наказан вечной жизнью за оскорбление Христа, встречаются в раннем средневековье, а полностью сюжет обрамляется примерно в веках XII-XIII. Тогда же герой обретает своё совершенно не характерное для евреев имя - Агасфер, иногда его называют Картафилос, что тоже вполне европейской этимологии.
Более того, сюжет этой легенды совершенно не соотносится с Евангельской проповедью, да и с событийной линией. Христос неоднократно запрещает своим ученикам вступать в конфликт с кем бы то ни было. Не только не пытается наказать, но даже молится о прощении тех, кто его истязает. Поэтому совершенно странным и нелогичным представляется решение наказать вполне рядового человека, фактически возможно и не погруженному в вопрос кто идёт мимо его дома на казнь и за что.
Так откуда и для чего появилась эта история? Часто проводится аналогия с Прометеем, который не умирает, но вечно подвергается наказанию, или с его коллегой по несчастью Сизифом. Но это представляется очень сомнительным, так как тот же Прометей, в первую очередь отражает героизм, приняв на себя мучения за помощь людям. Агасфер же, в первую очередь, антигерой, по крайней мере, с точки зрения христианского мировоззрения. Да и без греческой мифологии хватало впечатлений для новой легенды.
В период крестовых походов в Европе усилилось внимание и интерес к евреям. Ключевое, что знали о них тогда - что они живут вдали от своей исторической родины, а также, что они не приняли Христа. Поэтому, вполне вероятно, что представления о причинно-следственной связи этих двух характеристик в судьбе народа воплотились в сказание о некоем одном еврее, вынужденном вечно скитаться.
В Библии рассказывается о старце Симеоне, который встретил маленького Иисуса в Храме:
Лк 2:25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
Согласно Преданию, когда-то задолго до рождения Христа, Симеон переводил Ветхий Завет с еврейского языка на греческий и был смущен фразой пророчества, что "Дева во чреве приимет...". Даже хотел было написать "Жена во чреве приимет", но явился ангел и сообщил, что Симеон будет жить пока сам не встретится с грядущим Мессией. Симеон прожил более трех с половиной веков.
Ну и еще в Библии рассказывается, о том, что Христос, идя на казнь уже не мог нести свой крест и ему помог Симон Киринеянин. Логичная мысль - а были ли те кто отказался помочь?
Так, смешение библейских сюжетов с реально наблюдаемым бытом европейских евреев породили легенду об Агасфере. Этот литературный персонаж действительно зашагал в будущее, в частности по страницам литературы. С веками его характер менялся. Он превращался в раскаявшегося грешника, иногда ему давали просто жить, уже не в вечной ходьбе. Агасфер становился даже просто наблюдателем, который может как никто другой увидеть всю суетность мира и бренность бытия.
Примеряя различные образы, говоря на разных языках, Агасфер становился все ближе к обывателю в меняющемся мире, когда ускоряется жизнь и необходимо идти быстрее. Люди понимали, что похожи на Вечного Жида, что у всех в конце ходьбы - устье бытия, личного ли, всеобщего - разница не такая уж большая.
А от чего идем, да от какого греха - у каждого история своя. Очень поучительно о том, как можно стать Агасфером рассказал на конкретном примере О.Генри в рассказе "Дверь, не знающая отдыха".
А читали ли вы нашу историю о самой загадочной личности Ветхого Завета ?