Сражение под Полтавой 1709 года однозначно повернула ход Северной войны в русскую пользу. А для молодого шведского короля Карла XII Полтава стала началом конца, хотя он прожил еще до 1718 года.
Из-под Полтавы королю пришлось бежать в буквальном смысле, причем на носилках – во время осады города он был ранен в ногу. Но королю было 27 лет, он имел отличное здоровье, так что мог бы все равно двигаться быстро, если бы не тащил за собой «якорь» – престарелого и больного гетмана Ивана Мазепу. Надо отдать королю должное – он (в отличие от Мазепы) умел держать слово и не бросил горе-союзника.
Но из-за Мазепы сильно рисковал сам король – по пятам за ним гнался неудержимый Александр Данилович Меншиков. Петр I, взбешенный изменой Мазепы, обещал за его голову (живую!) такую награду, что Светлейший просто не мог ее упустить. Но все же шведскому королю повезло – его лодки еще не достигли молдавского берега Прута, когда авангард Меншикова уже выскочил на русский берег.
Турки (враждебно настроенные к России) встретили беглеца хорошо. Карл обосновался в городе Бендерах, где создал нечто вроде собственного двора и начал подбивать турок на войну против России. Но при этом сам Карл и его немногочисленные шведы вели себя так нагло и заносчиво, что вскоре стали порядком раздражать хозяев. Нельзя было не считаться и с требованиями Петра – его дипломаты развили бурную деятельность, требуя выдачи шведа.
Делать это Турции не хотелось, но неудобно было и оставлять беглеца у себя. Поэтому в 1713 году была сделана попытка депортировать его из Турции силами отряда янычар. Мероприятие вошло в историю под названием «бендерский калабалык», то есть переполох – много шуму из ничего. Карл полез сам в драку, словно подгулявший рейтар, лично убил нескольких янычар и лишился кончика носа.
Однако он понял, что в Турции для него становится жарковато. Но покинул он ее на своих условиях – внезапно выехал из Бендер, за 2 недели пересек всю Европу и достиг контролируемых Швецией территорий в Померании.
За время отсутствия короля его влияние на родине почти сошло на нет. Карл XII сделал попытку исправить положение, но безуспешно. Он пытался продолжать войну – тоже не лучшим образом. Тогда, продолжая одновременно войну на других фронтах, он начал переговоры о мире с Россией (в рамках так называемого Аландского конгресса). Но было поздно – 11 декабря 1718 года при осмотре позиций под Фредриксхальдом в Норвегии он был застрелен в висок из ружья. Причиной смерти стала даже не пуля, а пуговица – таким подходящим по «калибру» металлическим хламом тогда нередко заряжали гладкоствольные ружья.
До сих пор бытует версия, что прилетела эта пуговица от шведских траншей – стране уже очень надоела война. Но обследования сохранившейся мумии короля учеными делает более вероятной версию, что стреляли все же с вражеской стороны. Карл не оставил жены и детей (их у него не было), а престол после него унаследовала сестра.
Сейчас в центре Стокгольма установлен памятник королю Карлу XII. У его подножия любят собираться шведские ультраправые. Король изображен стоящим, с отведенной в сторону рукой. Рука указывает на Россию. Вероятно, Карл желает сказать далеким потомкам своих рейтаров: «Не трогайте ее, шведы!»
Если хотите, можете лайкнуть этот материал. А если желаете - можете и подписаться.