Часть первая. Диспозиция.
С-13
Средняя дизель-электрическая подводная лодка, серия IX-бис. Водоизмещение (подводное) 1090 т. Надводная скорость 19,5 узла, подводная – 8,7 узла. Рабочая глубина погружения 80 м, предельная - 100 м. Автономность плавания 30 суток. Экипаж 42 человека.
Заложена 19 октября 1938 года в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», спущена на воду 25 апреля 1939 года, вступила в строй 31 июля 1941 года и 14 августа 1941 года вошла в состав Балтийского флота.
Единственная подлодка серии «С», дожившая до Победы на Балтике.
С-13 совершила 4 боевых похода, произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопила пять и повредила один транспорт, причем 3 транспорта (1379 брт, 2325 брт и 290 брт) были потоплены торпедами и артиллерийским огнем в ходе первого похода (под командованием капитана-лейтенанта Маланченко, обеспечивающий командир дивизиона капитан 2 ранга Юнаков). О том, что подготовка экипажа была на тот момент весьма слабой, говорит расход боеприпасов: из 10 выпущенных по одиночным транспортам противника торпед в цель попали только две.
"Вильгельм Густлоф"
Wilhelm Gustloff — германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер (25484 брт). Длина 208,5 м, ширина - 23,5 м, высота надводного борта - 17,3 м, полная высота "от киля до клотика" - 58 м, осадка - 7 м. Судно было рассчитано на перевозку 1463 пассажиров при штатной численности экипажа в 417 человек. Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи Blohm und Voss. На церемонии спуска присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. До начала Второй мировой войны использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы.
В сентябре 1939 года передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. С 1940 года переоборудован в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен.
В ходе операции «Ганнибал» (эвакуация населения Восточной Пруссии морем) с 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» в порту Готенхафен (ныне Гдыня) принимал на борт беженцев: сперва по пропускам (несколько десятков курсантов-подводников, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона, несколько десятков тяжелораненых солдат), затем начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Беженцев размещали на палубах, в переходах, женщин-военнослужащих разместили в пустом бассейне.
Точно известно, что на борту находились 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих. Беженцев (женщин, стариков и детей) было около 5200.
30 января 1945 года перегруженный «Вильгельм Густлов» покинул рейд косы Хель. На его мостике одновременно находились аж четыре командира, поскольку штатный капитан, 63-летний Фридрих Петерсен, не надеясь на собственные силы, попросил себе в помощь двух молодых мореходов Колера и Шмидта, а военное командование кораблём было поручено опытному подводнику, корветтен-капитану (капитану 3-го ранга) Вильгельму Цану.
Впервые опубликовано:
https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/830875686970199
Часть вторая. Александр Маринеско и его подвиги
Часть третья. Билет в один конец
Часть четвертая. Кто же был на "Густлоффе"