Сейчас никто не удивится, если мы скажем, что законодатели очень многих государств, принимая те или иные законопроекты, руководствуются собственными интересами и/или интересами своих бизнес-партнеров. Разумеется, если речь идёт о принятии «ограничивающих» поправок в действующее законодательство, буква закона «выводится» таким образом, дабы не пострадали те интересы, которые ни в коем случае пострадать не должны.
Именно этим, по мнению Екатерины Френкель, можно объяснить столь нерешительный подход авторов санкций для РФ к нашему государственному долгу. Об этом говорят уже давно, но каждый год разговоры ни к чему не приводят.
Впрочем, на этот раз «лёд» тронулся. В ближайшем будущем под запретом окажутся новые выпуски ОФЗ. Старые облигации трогать никто не станет лишь по той причине, что американский бизнес уже давно является лидером по вложениям в российскую экономику. И в наш госдолг, в том числе. Правда, есть один нюанс: инвестиции непрямые.
По официальным данным аналитических центров США, в экономику РФ за 2018-тый календарный год поступило более 3,1 млрд долларов. Но в действительности вложения достигли почти 40 млрд долларов благодаря тому, что власти серьезно задумались над созданием механизма обхода собственных санкций. И похоже, работа над ним уже закончена.
Что для нас значит принятие этого закона?
Как только закон будет принят в его нынешнем варианте, американский бизнес перестанет напрямую покупать казначейские обязательства Российской Федерации, а будет это делать через посредников. Будут ли какие-то изменения для нас? Катя Френкель считает, что это вопрос риторическим.
Спрос на облигации Федерального Займа каким был, таким и останется. Изменится лишь то, что у верхушки «самого демократичного государства мира» появится ещё один инструмент, с помощью которого они будут использовать вторичные санкции для наказания тех, кто делает то же самое, но в открытую.
Результат: нервозность на рынке государственного долга РФ (в определенной степени), повышение доходности, а соответственно и прибыли для американских бизнесменов.
По мнению Френкель, реальной угрозы российскому рынку финансов нет. В ближайшее время так точно. РФ может столкнуться с настоящей угрозой лишь тогда, когда будет принято решение прекратить операции с теперешними и будущими долговыми обязательствами государства, а борьба нарушителями станет реальной и полномасштабной. Но такой сценарий пока маловероятен.
Бизнесмены США вряд ли допустят посягательство на свои интересы.
Продолжающиеся угрозы санкциями
Так называемые «адские санкции» были предложены как ответная реакция на вмешательство в выборы президента США. Но то, что они так и не вступили в силу, делает их введение всё менее вероятным. Ситуация меняется, предполагаемые меры становятся банально не актуальными.
Реальный запрет покупки ОФЗ РФ, означал бы потерю возможности для американских инвесторов получать стабильные 7-7,5% годовых. При этом американские трежерис, могут принести лишь до 2,2% в год, а в скором времени, возможно, и меньше.
Даже если бы эти санкции всё же были бы приняты, ущерб для России был бы хоть и ощутимым, но далеко не фатальным. Тем более, что рост рубля, укрепление международных резервов, небольшой госдолг относительно ВВП, в значительной степени ослабит предполагаемый удар.
Санкции угрожают потерей части спекулятивного капитала, что может привести к падению рубля до 66-67 руб. за доллар, росту инфляции выше 5% и поднятию процента по гособлигациям до 8%. Всё это может привести к замедлению роста ВВП в пределах 1% в год и отменить планируемое снижение ключевой ставки ЦБ.