В наше время Украина объявила Запорожскую Сечь единственной наследницей демократических традиций Киевской Руси. Согласно государственной идеологии любому украинцу, от мала до велика, положено гордиться своими славными предками.
Но что думали о своем происхождении и как относились к Украине эти самые предки? Считали ли они себя и малороссиян одним народом?
Современные украинские историки называют запорожцев военным сословием Западной Руси. Что не совсем верно – подлинным военным сословием была православная шляхта. Казачество же изначально возникло на ничейных землях, находящихся на периферии великих держав – Русского царства, Речи Посполитой и Османской империи. Долгое время оно никому не подчинялось и только после создания в Польше реестрового войска была установлена определенная зависимость, которая никогда не была полной.
Когда власть привлекала сечевиков к своим военным кампаниям – против Москвы, Швеции или Турции, они вели себя на землях Малой Руси как иностранное войско – грабили селян и горожан, насиловали женщин. А ведь, кажется, свои, православные!
Многие из них после поступления на государственную службу получали от правительства землю с крестьянами и вели себя с ними ничуть не лучше, чем польские паны.
В годы освободительной войны Хмельницкого после разгромной для восставших Берестецкой битвы казаки не хотели хоронить своих соратников вместе с крестьянами. Для них вырыли отдельные могилы. Да и в бою «быдло» ставили в первые ряды, чтобы голота принимала на себя главный удар и уберегла жизни запорожцев.
После поражения Мазепы, когда украинское население не поддержало его бунт, товарищ гетмана Филипп Орлик привел татар на Правобережье и расплатился с ними тем, что разрешил брать крестьян в качестве ясыря.
В среде образованной на польский манер казацкой старшины даже существовала целая теория о происхождении Сечи от древних хазар. Запорожцы хорошо осознавали свою культурную близость с татарами и их большое влияние на становление казачества. Но заявить об общих корнях со своим главным противником казалось дикостью и предательством.
Поэтому собственное происхождение облагородили и сильно удревнили. Хоть от хазар давно кости истлели, летописи сохранили память о степных воинах, которые вели все тот же грабительский образ жизни, что и сама Сечь.
Естественно, первым такую глупость придумал поляк, а потом ее подхватили и запорожцы. В 1608 году Ян Гербурт, дипломат и политик, написал некий трактат, где назвал хазар одним из славянских племен, а казаков назначил их потомками. Считалось, что они приняли православие задолго до крещения Руси в 988 году.
Таким политическим теоретикам не было дела до того, что хазарское государство за два похода разбил князь Святослав, а затем их полностью вычистили из степи другие кочевники – пришельцы с востока печенеги.
Хазарская теория сначала использовалась, чтобы претендовать на равный статус с польской шляхтой, считавшей себя потомками сарматов, а после чтобы подчеркнуть разные исторические пути Русского царства и Украины.
В наше время она предана забвению. Но нет-нет, да и найдется националистический историк, который вытянет ее на свет божий и начнет разглагольствовать на тему «никогда мы не были братьями».