Сегодня Петра II уже не назовешь «неизвестным императором». Кажется, и в кино его показали, и книжек о нем много. А ведь еще не так давно вчерашние советские граждане в большинстве слыхом о нем не слыхивали. Ну, может, и слыхивали, но подробностей не знали.
Как же тогда, в начале девяностых набросились мы на книжки. Особенно на старые, дореволюционные, которые вдруг начали печатать огромными тиражами. Попал в этот замес и Всеволод Соловьев с его романами. В частности, с «Юным императором».
Если судить с позиций сегодняшнего дня, всех уже имеющихся знаний, скажешь: простая линейная история царствования Петра II. Без сенсаций и изысков. Со всеми традиционными эпизодами. Но может быть роман как раз тем и хорош?
Повествование стартует от первых дней, недель царствования внука Петра I. Над ним цербером нависает Меншиков. В тени прячется Остерман. На горизонте рыщут Долгоруковы да Голицыны. Рядом с ним сестра Наталья да тетка Елизавета. Ну, как тетка? Девица несколькими годами старше. Вся такая из себя пышная да румяная. В соку, значит.
И рисует в этом окружении Соловьев мальчика. Да, слишком рано оставшегося без родительской заботы. Да, и слишком же рано ставшего императором. Избалованного, ленноватого. Но отнюдь не глупого и не злого. Не оказалось рядом должного авторитета, способного направить парня.
Меншиков ему не столько авторитет, сколько ненавистный тюремщик. В этом настроении его подзуживают самые близкие люди – сестра с теткой. Да и придворные шептуны. Какое уж тут воспитание?
Все последующие события Соловьев описывает в классической интерпретации. Собственно, с его времени мало что тут поменялось. Любители исторических сенсаций на это краткое царствование обращают мало внимания. И слава богу. Еще тут их не хватало.
Что до перспектив Петра Алексеевича, вопрос, конечно, праздный, поскольку всё уже в прошлом и никаких перспектив нет. Но Соловьев настраивает читателя на оптимистичный взгляд. Взрослеющий Петр у него умнеет на глазах, остепеняется, начинает тяготиться дурной компанией.
И всё вроде бы идет на лад, «но смерть полна коварства»… Между прочим, это эпизодическое царствование еще иллюстрирует случайный характер монархической формы правления, зависимость целых народов, союзов и войн от каких-нибудь бактерий или несвежих овощей.
Я бы сказал, что и царствование Петра II, и роман Соловьева интересны, прежде всего, картиной тогдашней придворной жизни, нравов эпохи, вельможной грызни. Какого-то особого влияния эти два с половиной года на судьбу России не оказали.
Можно сказать, что Петр II повлиял на историю не жизнью, а смертью. Вот тогда, после его смерти и началось самое веселье. Впрочем, об этом тоже есть романы. И весьма неплохие.
Да и «Юный император» Соловьева хорош. А для первого знакомства с эпохой и историческими персонами так вообще чудо.
Скачать книгу: https://yadi.sk/d/Nux2TlWHFlq8SA