Найти тему
Байдак

Реальные причины крестовых походов

Оглавление

Историки с незапамятных времен спорят о причинах такого уникального события как крестовые походы. Сегодня мы раскроем одну из самых распространённых позиций.

Общая ситуация в Европе

К XI веку н.э. европейская сфера влияния начинает расширяться на восток - в сторону славян, на юго-восток - к арабам и на юг - опять же к арабам, но на земли Испании. Кроме этого норманны, вышедшие из Империи Карла Великого, включили в европейскую сферу влияния Англию и Южную Италию.

Также к XI веку в Европе уже полностью формируется феодальный строй. Крестьянство в большинстве европейских стран закрепощено, они несут налоговые повинности в пользу своих сеньоров или государства. В это же время начинается рассвет городов и международной торговли. Теперь люди не довольствуются только своей продукцией, они хотят покупать продукты, изготовленные городскими мастерами или в заморских странах.

В данных реалиях сеньорам нужно было все больше и больше денежных ресурсов, чтобы удовлетворить свои потребности, и они вводили все более и более высокие налоги, которые со временем превращались в обыкновенные поборы, перетекающие в простой отбор имущества у мирного населения. Эти сборы очень сильно влияли на обнищание крестьянство, и так постоянно страдавшее от бесконечных феодальных распрей.

Гнет вызывал справедливое недовольство в массах. Это недовольство выражалось разными способами: где-то вспыхивали восстания (например, в Нормандии в X веке или в Бретани), где-то крестьяне целыми селами снимались с места и уходили, бывали и случали самоубийства крестьян, лишившихся всего, но кроме того большинство крестьян искало спасение в религии. Многие шли в монастыри и становились там монахами или отшельниками, что, в свою очередь, усиливало позиции Католической церкви.

Церковь и народ

Церковь учила крестьян покорности, смирению и аскетизму. Бедный крестьян воспринимал все беды, как «кару Господню» за свои грехи и грехи всего народа в целом. Неурожайный год – кара Господня, сожгли деревню – наказание за грехи всей деревни и так далее.

В такой ситуации проявляются фанатики, начинающие бороться за чистоту веры, против грехов. И у таких людей в голове только одно – убедить Бога, что они преданы ему, дабы Бог сменил гнев на милость.

Но в своей основе масса подобных людей неуправляема, и в скором времени могут найтись люди, которые задумаются о «чистоте Церкви» и направят свой гнев на Папство.

Исходя из этого, Католическая церковь вырабатывает и внедряет в сознание людей идею, что Господь карает народ за то, что его Гроб находится в руках «неверных», а, следовательно, Гроб должен быть отвоеван.

И вот огромные массы устремляются на другой конец Европы, чтобы завоевать расположение Господа, отвоевав Священную Землю и вернув ее в лоно Католической церкви.

Феодальный фактор

С развитием общества у феодалов появляются новые заботы: расширяются экономические связи и, соответственно, аппетиты сеньоров растут, а способов поднять благосостояние сеньоров и удовлетворить их возросшие запросы все меньше и меньше. Так как самый простой и верный путь решения этой проблемы – дать феодалам новые земли, то необходимо пополнение земельных ресурсов: доступной свободной земли без новых завоеваний также все меньше и меньше.

В этих реалиях сеньоры начинают отбирать земли у более слабого соседа, что вызывает постоянные феодальные войны. И самая большая причина Крестовых походов кроется именно в этих войнах.

Во-первых, для успешной войны сеньору или феодалу нужна армия, а, значит, ему нужны рыцари или другие сеньоры, которые давали или составляли его армию. Всех их надо кормить, а, как уже говорилось выше, самый простой и верный способ накормить сеньора – дать землю. Значит земли нужно еще больше.

Во-вторых, как опять уже писалось выше, постоянные феодальные войны разоряли крестьян, и они начинали убегать в монастыри, чтобы получить там кров и спасение от бедствий. Бегство крестьян вызывало разногласия между феодалами и Католической церковью.

В-третьих, во время войн проигравшие превращались в безземельных феодалов, и их становилось все больше и больше, а этим феодалам тоже нужен был доход. А следовательно, такие люди шли на большую дорогу, что означает, что они шли грабить, а вот это уже никому не было выгодно, ни Церкви, ни земельным феодалам. Однако нужно оговориться, что наибольший ущерб эти разбои приносили церковному землевладению, ведь оно было слабо обеспеченно военной силой и в связи с этим было легкой добычей.

В-четвертых, Католическая церковь была самым крупным землевладельцем во всей Европе. И ей нужно было, как и земельным феодалам, во что бы то ни стало сохранить свои земли в достатке, а для этого нужно было спокойствие в Европе.

В-пятых, в войнах феодалы просили покровительства у Католической церкви, и ей постоянно нужно было выбирать сторону либо одних, либо других, что улучшало отношения с одними, но портило их с другими.

Нужно отметить, что средние века Церковь помогала, если не сказать и больше — была опорой всего феодального класса и держала «в уезде» крестьянство, объясняя, что нынешний уклад жизни нормальный и исповедует все крестьянские ценности.

Первые попытки борьбы с «неверными» с целью решения внутренних проблем Европы начались уже в XI веке. Как мы писали в самом начале, к XI веку Европа начинает расширять свою сферу влияния в различных направлениях: норманны отвоевывают Южную Италию у арабов, а французские рыцари совместно с испанскими начинают участвовать в кампании, которая позже получит название «Реконкиста». Сразу оговоримся, что в данной работе мы не будем рассматривать хронологию этих событий.

Итак, Папство и крупные феодалы увидели решение проблем, о которых писалось выше, в борьбе с «неверными», то есть в захвате новых территорий не у соседа европейца, а у иноверного. Этот план был выгоден всем: как Папству, которому не приходилось выбирать между различными королями или феодалами, так и феодалам, переставшими рисковать своими Земелями в Европе, ведь шли захватывать новые земли, не разоряя свои.


Что можно почитать на эту тему:
Заборов М.А. Папство и Крестовые походы. -М., 1960
Лозовик Г.Н. Крестовые походы, как программа универсальной папской теократии. -М.,1931.
Печников Б.А. «Рыцари церкви» – Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. – М.: Политиздат. 1991.