"Маленькая, но уже могучая кучка музыкантов" - это высказывание Владимира Стасова, музыкального критика и литератора, дало название "Новой русской музыкальной школе". В узком понимании - сплоченному коллективу талантливых музыкантов-единомышленников, а в широком - уникальному явлению в истории русской культуры, эпохе, фундаменту, на котором создалось дальнейшее национальное искусство - музыка, живопись, графика, литература, архитектура, театр, получившее всеобщее мировое признание.
Пять талантливых композиторов, участников кружка "Могучая кучка":
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - руководитель кружка, композитор, педагог, пианист, дирижер
Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) - композитор, критик, фортификационный инженер
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) - композитор
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - композитор, дирижер, педагог, самый молодой участник кружка
Бородин Порфирий Александрович (1833-1887) - композитор, химик
"Могучая кучка", номинально объединяющая пятерых гениальных композиторов, была идейной площадкой для плодотворного сотрудничество лучших представителей творческой элиты Санкт-Петербурга того времени. Встречи Балакиревкого кружка (еще одно название музыкального союза), живые, яркие, вдохновенные, неизменно посещали Тургенев, Писемский, Антокольский, Гартман, многие художники-передвижники - Репин, Васнецов, Маковский, Крамской, Лемох и др.
И.Е.Репиным в разное время были написаны портреты некоторых "кучкистов" и их идейного вдохновителя Владимира Васильевича Стасова.
Участники "Могучей кучки" - музыкальные славянофилы, мечтавшие поднять значимость русской оперной и симфонической музыки до высот классической итальянской. Они считали себя наследниками творчества Глинки, "русскость" которого связывалась с небывалым подъемом патриотизма всех сословий в Российской империи после Отечественной войны 1812 года.
В свои оперы, симфонические и камерные произведения композиторы "Могучей кучки" обязательно включали аранжировки фольклорных мелодий и русских церковных распевов. Члены содружества считали музыкальную самобытность непререкаемой ценностью, часто спорили на эту тему с П.И.Чайковским, обвиняя его в космополитизме.
Ярким национальным колоритом окрашены оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Царская невеста ", "Князь Игорь" Бородина, "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского.
К концу 70-х годов деятельность "Могучей кучки", как творческого содружества, сошла на нет, а наследником ее идей стал "Беляевский кружок" под руководством Н.А.Римского-Корсакова.
Спасибо за прочтение)