Найти тему

Ключевые показатели для службы охраны труда

Photo by Isaac Smith on Unsplash
Photo by Isaac Smith on Unsplash

Добрый день, коллеги!

Как оценить работу в охране труда, какие выбрать ключевые показатели эффективности (KPI)? (Иногда, еще расшифровывают “Ключевые показатели идиотизма” - ну это кому как повезло с работодателем)

Разберем в этой статье разные показатели, которые используются в мире и в России для оценки работы служб охраны труда.

Надеюсь подборка поможет разобраться в аббревиатурах. Также, можно взять какие-нибудь показатели для своей работы.

Иногда руководители теряются и на знают как правильно оценить работу специалиста по охране труда или работу отдела охраны труда и просят: “придумать какие-нибудь KPI”.

Итак, список показателей с небольшой расшифровкой:

1. Количество зарегистрированных несчастных случаев/инцидентов

Очевидный, доступный, простой и говорящий сам за себя показатель.

Этот показатель важен для отслеживания динамики. Если есть возможность отследить за несколько лет - будет ясно, в какую сторону движется безопасность.

2. Коэффициент частоты травматизма

Этот коэффициент является продолжением предыдущего, но он может быть показательней, т.к. дает относительное значение, привязанное к количеству сотрудников. Такой показатель можно сравнивать по подразделениям, отделам, направлениям.

Коэффициент, выражает количество несчастных случаев на производстве, приходящихся на 1000 сотрудников.

Рассчитывается так:

КЧТ = КТ * 1000 / С

где

КЧТ — коэффициент частоты травматизма,

КТ — количество травмированных за выбранный период времени,

С — численность сотрудников за выбранный период.

3. Коэффициент тяжести травматизма

Показатель связывает количество травм и длительность нетрудоспособности.

Рассчитывается так:

КТТ = КДН/КНС

где

КТТ — коэффициент тяжести травматизма,

КДН — количество дней временной нетрудоспособности, вызванной несчастными, случаями на производстве (закрыты листы нетрудоспособности),

КНС — количество несчастных случаев (травм).

4. Коэффициент общего травматизма

Объединяет два предыдущих показателя, объединяя тяжесть и частоту на 1000 сотрудников.

Рассчитывается так:

КОТ = КЧТ х КТТ

где

КОТ — коэффициент общего травматизма,

КЧТ — коэффициент частоты травматизма,

КТ — коэффициент тяжести травматизма.

5. LTI - Lost Time Injury- сумма всех случаев потери рабочего времени

LTI - количеством случаев потери рабочего времени, включая число несчастных случаев со смертельным исходом (F), общей постоянной утраты трудоспособности (PTD), постоянной частичной утраты трудоспособности (PPD) и всех случаев с потерей времени.

6. LTIFR - Lost Time Injury Frequency Rate, также используют “LTIF”

Международный показатель, показывающий связь травм с отработанными часами:

Рассчитывается так:

LTIFR = (количество травм с потерей трудоспособности в расчетный период х 1 000 000)/количество отработанных часов в расчетный период

Показатель количества травм на отработанный час рабочего времени - очень маленькая величина, поэтому, для удобства стали рассчитывать этот коэффициент на 1 000 000 отработанных часов.

6. LWCIR - Lost Workday Case Incident Rate , также используют Lost-workday case rate, также Total Recordable Injury Frequency Rate (TRIFR)

Вариант предыдущего показателя. Считается также как предыдущий показатель, но умножаем не на 1000 000, а на 200 000.

Так как 200 000 часов - это примерное количество отработанных часов на 100 человек за год, то этот показатель можно рассматривать, как условное количество травм на 100 человек.

LWCIR = (количество травм с потерей трудоспособности в расчетный период х 200 000)/количество отработанных часов в расчетный период

Вот выдержка из отчета “TOYOTA” за 2016 год:

-2

7. MTI или MTC - Medical Treatment Injury/Case - Количество несчастных случаев с медицинским лечением

8. Near Miss - количество происшествий без последствий. “Чуть не произошло”.

Также можно считать показатель работы специалиста или отдела по реализованным процессам. Например, такие показатели:

Процент обученных охране труда,

Процент сотрудников прошедших медосмотры,

Количество проведенных обходов,

Количество штрафов,

Количество предписаний,

Общий объем штрафов,

Количество совещаний с руководством по теме охраны труда,

Количество часов обучения по охране труда.

Иногда предлагают как показатель “отсутствие штрафов от ГИТ”. Но это так себе показатель. Во-первых, ГИТ может и не появиться за определенное время работы. А во-вторых, у ГИТ, как я предполагаю, есть свои негласные "KPI" по объему штрафов.

В целом, для работы нужны понятные и четкие показатели. Каждая организация выбирает свои важные коэффициенты.

Например, в том же годовом отчете “TOYOTA” указывает в разделе “Безопасность и здоровье сотрудников”, такой показатель, как “Процент сотрудников, с индексом массы тела больше 25”. В 2016 году в “TOYOTA” таких сотрудников было 20,8 %. Интересно, как они этот показатель собирают.

Так же, в качестве примера, прикладываю помесячный отчет “WESCO”:

-3

Тема показателей, KPI, коэффициентов очень обширная. Одной статьей тут не обойтись. Возможно еще вернемся и разберем что-то подробней.

Какие у вас показатели используют? Поделитесь в комментариях.

Полезные ссылки:

Статья по показателям травматизма (все более научным языком написано)

Sefeopedia (eng)

Почитать по теме:

Как улучшают эргономику на конвейере “Тойоты”

10 вещей которые вы не знаете об охране труда в Amazon

Топ 10 требований работодателей от специалиста по охране труда

Алексей Копейкин, kopeykin@siot.pro

Подписывайтесь. Некоторые материалы только для подписчиков.

Ставьте "лайки", делайте "репосты", пишите комментарии - это помогает развиваться каналу!

Больше информации об охране труда на Блог-Инженера.РФ