Действующее уголовно-процессуальное законодательство содержит ряд положений, позволяющих говорить о том, что порядок возбуждения уголовных дел именно по «налоговым» преступлениям имеет ряд особенностей, которые представляют интерес как для адвоката, сопровождающего уголовное дело, так и для лиц, имеющих риски привлечения к ответственности за неуплату налогов или страховых взносов.
В данной статье речь пойдет о возбуждении уголовных дел, предусмотренных ст.198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов», ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов», ст.199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента», ст.199.3 УК РФ «Уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд» и ст.199.4 УК РФ «Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд».
Порядок возбуждения уголовных дел регулируется статьей 144 УПК РФ, пункты 7 – 9 которой как раз и определяют особый порядок возбуждения уголовных дел по вышеуказанным составам. С 22.10.2014г. существенным образом изменился порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а именно с этого момента поводами для возбуждения таких дел могут служить заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Ранее уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться только на основании материалов, которые для этого направил в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый орган (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, которая утратила силу). Таким образом, процедура возбуждения уголовного дела значительно упростилась, учитывая, что материалы налоговой проверки с конца 2014 года больше не являются единственным поводом для возбуждения уголовного дела.
В этой связи стоит обратить внимание, что существующие порядок возбуждения головного дела будут действовать и на те преступления, которые были совершены до октября 2014г., так как в соответствии со ст.4 УПК РФ следователь при производстве по уголовному делу применяет процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.
Итак, исходя из сложившейся практики, поводами к возбуждению головных дел по «налоговым» преступлениям могут служить заявления граждан (например бывших или действующих сотрудников компании, сотрудников контрагентов и т.д.); результаты оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов; расследование других преступлений, например таких как обналичивание (ст.172 УК «Незаконная банковская деятельность») или вывод денежных средств за рубеж (ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»); а также материалы налоговых проверок. При этом наибольший интерес конечно представляют материалы налоговых инспекций, как повод для возбуждения дел.
Напомним, что в п. 3 ст. 32 НК РФ предусмотрена прямая обязанность инспекции передавать в следственные органы необходимые материалы. Однако, инспекция вправе направлять материалы исключительно при наступлении определенных условий, а именно: налоговым органов принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушения; налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое им не исполнено в течении 2-х месяцев и, последнее, исходя из размера выявленной недоимки можно предположить, что совершено преступление.
На этом этапе у любого налогоплательщика возникают два вопроса: можно ли частично оплатить недоимку и спасет ли налогоплательщика от возбуждения уголовного дела обращения в суд с заявлением об оспаривании вынесенного инспекцией решения?
Так вот, как прямо указано в п.3. ст. 32 НК РФ указанные в требовании инспекции суммы недоимки, пеней и штрафов должны быть оплачены налогоплательщиком исключительно в полном объеме.
Что касается оспаривании решения налогового органа в суде, то, как часто бывает, существуют две точки зрения. Согласно позиции Минфина России и ФНС России принятие судом обеспечительных мер не влияет на обязанность налоговых органов по направлению материалов проверки в следственные органы. В то же время имеются судебные акты с выводом о том, что направление в следственные органы материалов проверки в период действия обеспечительных мер незаконно.
Отдельного внимания заслуживают действия следователя при получении от органов дознания сообщения о налоговом преступлении. Статья 144 УПК РФ в новой редакции указывает, что следовать при получении сообщения от органов дознания обязан в трехдневный срок направить в вышестоящий налоговый орган копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
Получив казанный запрос инспекция в течении 15 дней обязано подготовить свой ответ, при этом законом предусмотрено три варианта такого ответа: - инспекция направляет заключение, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась; - инспекция информирует следователя о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу; - инспекция информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
В течении 30 дней с момента получения сообщения следователь обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом, в силу буквального толкования указанной нормы процессуального закона, следовать вправе принять решения без учета мнения налогового органа, он вправе возбудить уголовное дело даже до получения заключения или информации из налогового органа, всего лишь при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Таким образом, процедура возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям значительно упростилась, заключение налогового инспектора перестало быть обязательным, при этом инспекцию по факту все лишь извещают о принятом решении о возбуждении уголовного дела и требуют от инспекции установить факты налогового правонарушения. Все это, несомненно повышает риск привлечения к уголовной ответственности, даже при наличии обоснованных возражений налогоплательщика относительно сумм предъявляемой недоимки.
Указанные выше изменения процессуального законодательства привели также к изменению временного периода, за который можно нести уголовную ответственность. Так, до октября 2014г. уголовное дело могло быть возбуждено только по фактам, выявленным в ходе налоговой проверки, т.е. в трехлетний период. В настоящее время следовать ограничен только сроками давности привлечения к уголовной ответственности: два года (для преступлений небольшой тяжести) или 10 лет (для тяжких преступлений). Другими словами, в 2019г. в случае совершения преступления предусмотренного ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией…» в особо крупном размере, наказание за которое предусмотрено до шести лет лишения свободы, налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные в 2009-2018 годах.
В заключении следует сказать, что уклонение от уплаты налогов – умышленное преступление, совершаемое с целью полной или частичной неуплаты налогов. Поэтому суммы недоимки, установленные налоговой инспекцией в ходе проверки, могут корректироваться следователем, если будет установлено, что некоторые эпизоды неуплаты налогов были совершены в результате неумышленной ошибки или просчетов при их исчислении. В тоже время инспекция объективно не могла и не обязана усчитать эти обстоятельства.