Засекреченная российская АПЛ проекта 10831 «Калитка» начала разрабатываться ещё в конце 80-х годов прошлого века. Потом, из-за недостатка финансирования, проект был приостановлен на несколько лет. И вот, теперь, она полноправный член российского ВМФ, причём подчиняется только лично Министру Обороны.
Разрабатывалась лодка в КБ «Малахит» под руководством Ю. М. Коновалова.
Полностью испытания АПЛ закончили к 2007 году, а в составе флота она приблизительно с 2009-10 года.
Технические данные корабля засекречены до сих пор и в печати можно найти только приблизительные данные, которые довольно широко разнятся.
По большому счёту, это даже не подводная лодка, а автономная глубоководная станция, марки АС-12. Какая же субмарина, по некоторым данным, может опускаться на глубину до 6 км.!? Даже если это преувеличение, достоверно известно, что в арктической экспедиции 2012 года она работала на глубинах до трёх километров. При этом под водой она может находиться до 2-х месяцев. После этого АПЛ успешно прошла техобслуживание. Правда в некоторых местах пришлось выравнивать корпус от вмятин, возникших от больших давлений.
Кое-где в литературе пишут, что возможна установка колёс для передвижения по дну. В этом случае особенно, да и в обычном состоянии, лодку вообще нельзя обнаружить и уничтожить, слишком большая глубина.
Под водой «Лошарик» может передвигаться со скоростью до 30 узлов. Экипаж – 25 человек, причём все офицеры.
Оружия у лодки нет, но установление его возможно.
Конструктивно, 70-метровая АПЛ состоит из 7 сферических отсеков, отсюда и название – «Лошарик», игрушечная лошадка из мультфильма, состоящая из шариков. Отсеки покрыты ещё одним корпусом. Предположительно, первый и пятый отсек обитаемы, между ними – рабочие. В шестом находится мини-ядерный реактор Э-17, в котором с помощью атомной энергии вырабатывается пар, который через систему редукторов вращает двигательный винт. Мощность установки – от 10 до 15 тыс. ЛС. А в седьмом – АКБ и запасной дизельный двигатель. Вход в седьмой отсек, видимо, только сверху – через наружный люк. Для доступа в 6 отсек – часть корпуса снимается сверху.
Основным носителем «Лошарика» является переоборудованная АПЛ «Оренбург», проект 667. Для этого с неё сняли ракетные шахты и провели модернизацию, теперь глубина её погружения достигла 1 км.
Но недавно принятая на вооружение атомная субмарина «Белгород» также способна переносить мини-АПЛ, крепления для этого предусмотрены.
В передней части «Лошарика» оборудован специальный манипулятор в виде экскаваторного ковша, а также устанавливается специальное оборудование для изучения океанского дна. Так, во время арктического плавания, субмарина проводила анализ шельфа.
С военной точки зрения, основное назначение лодки – перерезать подводные кабеля и бороться с американскими системами раннего обнаружения подводных лодок.
Пока таких аппаратов нигде в мире, кроме России, не существует, поэтому все данные о «Лошарике» абсолютно секретны. Мини-АПЛ и её носитель «Оренбург» базируются в труднодоступном месте Кольского полуострова – бухте «Заячья губа».
Материалы по теме: mr-garett.livejournal, topwar.ru, drive2.ru.
--------------------
Весь цикл - Энциклопедия удивительных механизмов - читайте на нашем сайте!
Некоторые свежие статьи
Энциклопедия удивительных механизмов.Выпуск 41 (самая большая лодка в мире – АПЛ «Белгород»).
Внимание! Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.
Друзья Журнала и наши постоянные авторы