По крайней мере по 8 миллиардов тогда на квартире ни у полковников, ни у капитанов 1 ранга не находили :)
А если серьёзно, вот сейчас в Вооружённых Силах, а мы по привычке будем говорить о флоте, направляющая и руководящая роль партии теперь отсутствует. И что изменилось в области его функционирования? Как повлияло отсутствие Боевых листков, партсобраний и заседаний парткомиссий на его боеготовность?
Почему государство теперь не опасается, что флот без партийной уздечки взбрыкнёт и поскачет куда-то не туда? Это не такой простой вопрос, как кажется.
Вспомним, как это было.
Моя служба пришлась на 72-92 годы, период безраздельного владычества партии и её бесславного крушения. А ещё в училище на старших курсах политработники приветствовали появление "коммунистов в синих воротничках", как романтично это называлось. Смекнувшие кое-что о том, как строится военная карьера курсанты понимали, что в партийных рядах строить её будет несколько успешнее, чем при отсутствии партбилета.
А впрочем, офицер должен быть коммунистом - это подразумевалось и без всяких карьеристских побуждений, не секрет, что именно партийные организации сломали немалому числу эту карьеру под корень. Лично я вступил в кандидаты на 5-м курсе под нажимом замначфака по политчасти, сокурсники подложили жирную свинью, избрав комсоргом, а ведь комсорг, как никто, должен проводить линию партии в комсомольские массы.
Членом партии стал уже лейтенантом, потом периодически выбирали руководителем партячейки на экипаже, когда мы находились со своим катером в отрыве от части. Ну, кто в теме, тот знает, что таким образом сослуживцы старались спихнуть эту обязанность на кого-нибудь другого. Вся партийная жизнь запомнилась мне отчётливым формализмом. По большому счёту все отбывали это как дополнительную повинность.
Ведь клич: "Коммунисты, вперёд!" как бы подразумевал, что чисто воинские уставы - это недостаточно, чтобы преодолеть некоторые обстоятельства. Вообще, партийная жизнь в воинских коллективах была довольно своеобразной. Например, на партсобрании можно было сношать за различные косяки членов парторганизации, а беспартийные этого удовольствия были лишены.
Но и среди членов парторганизаций были некоторые более равные, чем остальные. Например, не избирались председателями, у нас их ещё парторгами называли, - командиры части, замполиты, да и старпомов я в этой должности не припоминаю. Так сказать, строевая власть таким образом отделялась от партийной.
Кроме того, на общем партсобрании не рекомендовалось (т.е. было правилом) разбирать дела, связанные с командиром, замполитом и другими его заместителями. Для этого существовали парткомисси при вышестоящих политотделах.
Зато всех остальных можно было пропесочить и за нерадивое исполнение служебных обязанностей, и за "аморалку", да мало ли что могло опорочить высокое звание коммуниста? Это был реальный рычаг воздействия на людей, но как бы это точнее выразить - то. что должно было бы исходить так сказать от души, почти всегда было заранее сорганизовано. А нередко было удобным способом свести счёты и хорошо подгадить своему недругу.
Тем не менее, всё это вкупе было ещё одной, как сейчас многие ехидничают, "скрепой" воинских коллективов, не замечать и не понимать этого можно только преднамеренно или вообще без масла в голове.
Отрицать, что были и люди, относившиеся ко всей этой деятельности достаточно искренне, тоже было бы неверно. Но чем дальше, тем больше партийная жизнь омертвлялась, покрывалась скорлупой формализма, разъедалась, не побоюсь этого слова, преимуществами, которые имели штатаные партийные работники. О, эти замполиты... Хотя были вполне достойные люди и я уже писал об этом.
Партийная организация одного из Управлений Черноморского флота, где я заканчивал службу, умерла в один день без малейшего сопротивления, как бык от удара шпаги матадора - начпо.
А я, сняв погоны и положив партбилет на память в комод, кем только не побывал в начале 90-х, а всё равно вернулся на море в шум и запахи машинных отделений, отдав им ещё почти 15 лет жизни уже без отеческого присмотра партии.
А это рассказы о замполитах Замполиты: корабельные и не только О пользе от политических занятий в армии и на флоте