Много удивительных тайн старой живописи знали «добрые, старые искусствоведы». Например, про «неправильное» изображение королевской четы в шедевре Веласкеса. Небольшая деталь, на которую обычно не обращают внимание.
«Менины» Веласкеса – это одно из самых известных живописных произведений в мире. Им восхищаются на протяжении столетий. Много прекрасных, хороших слов о картине Веласкеса сказала Паола Волкова (в телепередаче и книге «Мост над бездной. Лекции об искусстве»).
Но сейчас мы хотели бы вспомнить о совсем забытом замечании Мананы Андрониковой (книга «Искусство портрета» 1975 года):
«отражение в зеркале за спиной Веласкеса не прямое, а перевернутое - это отражение отражения: в зеркальном отражении за спиной Веласкеса - кавалер (король Филипп IV) стоит слева от своей дамы (королевы Марианны)».
На зеркале в картине король изображен слева от своей дамы. И это правильно с точки зрения этикета. Но зеркальная симметрия заменяет левое на правое. И чтобы получилось такое отражение, в реальности король должен был стоять справа. А это уже невозможная ситуация.
Испанский королевский двор в 17 столетии создал строжайший церемониал, который не мог быть нарушен ни при каких обстоятельствах. Первой жертвой нового этикета оказался король Филипп III, который умер у камина, когда жар стал слишком большим. Отодвинуть кресло или привстать король не мог, соблюдая дворцовый протокол, ему должен был помочь специальный слуга (который куда-то отлучился).
Филипп IV, изображенный на картине, был сыном погибшего короля. И он знал правила поведения, за которые заплатил жизнью его отец. Эти правила этикета сохранились до сих пор. Кавалер должен стоять слева от своей дамы. И своей правой рукой касаться ее левой руки. Рука мужчины (правая, сильная, правящая) встречается с рукой женщины (левая, слабая, сердечная).
Так мы поступаем и сегодня. Исключениями являются только военные (которые отдают честь правой рукой). Но военные и не должны сопровождать даму, у военных есть другие обязанности. Прочие ситуации оцениваются уже не как этикетные, а скорее моральные. Например, когда мужчина идет сбоку от женщины (и неважно - справа или слева), чтобы уберечь (прикрыть) ее от каких-либо угроз (дороги с несущимися автомобилями, темного парка с неизвестными животными и т.п.).
Итак, этикет рождается в Испании как правила взаимодействия короля с его придворными. Метафора «короля-солнца» появляется именно в Испании, когда король – это та сила, которая дает жизнь всему, что находится вокруг него. И чем ближе находишься к королю, тем добродетельнее ты должен быть (богаче, умнее, добрее, честнее). Чем ближе к королю, тем больше чести. Чем дальше от короля, тем люди беднее, глупее, подлее (так называемое «подлое сословие»). Как солнце дает жизнь всем растениям, но кому-то достается больше света, а кому-то - меньше.
В чем смысл картины Веласкеса «Менины»?
Искусствоведы давно обсуждают вопросы: «Что же, однако, происходит в этой картине? Кого пишет Веласкес - маленькую инфанту или короля и королеву? Кто вошел во время сеанса в его ателье – они или инфанта с придворными?» (Андроникова М. «Искусство портрета». 1975). И при этом подчеркивают, что «изображенные на трехметровом холсте почти в натуральную величину фигуры воспринимаются как живые, настолько правдоподобно они написаны Веласкесом» (Андроникова М. «Искусство портрета». 1975)
Особенно всех интересует контраст – ярко выписанные фигуры инфанты и придворных (с одной стороны) и бледные тени, едва различимые в зеркале, изображения короля и королевы.
Но ведь это легко объяснимо. Во-первых, королевская чета отражается сначала в большом зеркале, чтобы затем это отражение попало в зеркало, изображенное на картине. И все это нужно для соблюдения этикета (кавалер слева от дамы – всегда – и в жизни, и на картине). Во-вторых, значимость короля задается именно этим этикетом – король есть солнце, дающее свет всему существующему. Это мы и видим на картине Веласкеса – яркие, освещенные фигуры.
Говорят, что на протяжении веков «Менины» Веласкеса были любимой картиной испанских королей. Это для посетителей музеев картина называется «Менины» (т.е. фрейлины) или «Инфанта» (т.е. принцесса). Сами испанские короли называли эту картину очень просто – «Наша семья». Ведь для настоящего короля – все его подданные являются одной семьей.
Пожалуйста, поддержите публикацию своими лайками! Большое спасибо!!