Найти тему

Тайны книжного нейминга

Оглавление

Фраза «как корабль назовешь», так он и поплывет» звучит затасканно. Но для книги она более актуальна, чем для корабля. У корабля с глупым или неприметным названием еще есть шанс, а вот у книги вряд ли. Утонет она в море других текстов с более яркими и привлекательными именами.

Нейминг – искусство придумывать названия. Без него автору обойтись сложно, неважно, что он пишет – рассказ, роман или руководство по разведению кроликов. Название должно нести информацию о книге и одновременно привлекать внимание. Бывает, это взаимоисключающие цели, А ведь читатель чаще всего выбирает книгу именно по названию. Если, конечно, речь идет не о любимом авторе, но этим любимым еще нужно стать.

Каким должно быть название книги

Вне зависимости от жанра, название должно удовлетворять всего трем требованиям:

  • Быть достаточно кратким. Раньше, лет 300-500 назад еще можно было расписывать название на полстраницы, а сейчас читатель спешит, ему некогда расплетать хитро закрученные предложения названия.
  • Соответствовать жанру и общей теме. То есть, увидев книгу, читатель должен хоть приблизительно представлять, в какой области творит автор, например, в сфере любовных романов, бандитских боевиков или проктологии.
  • Должно цеплять читателя, привлекать внимание, заставлять взять в руки книгу, открыть файл и прочитать хотя бы аннотацию.

Вот с последним требованием и возникает главный затык. Иногда, стремясь потрясти аудиторию, автор придумывает название, по которому вообще непонятно, о чем книга. Например, есть такая книга: «Мой дедушка был вишней», автор А. Нанетти. Это о чем? О реинкарнации? О садоводстве? Или о странном дедушке? Но книге повезло, она оказалась хорошей и была переведена на многие языки. И даже название соответствовало содержанию.

-2

Но нередко, стремясь не столько к оригинальности, сколько к привлечению внимания, авторы занимаются кликбейтом. Вот, например, книга с названием «Сладкая штучка». Думаете, это эротика? Нет, это книга с кондитерскими рецептами. Даже если читатели заинтересуются, то это будет совсем нецелевая аудитория, и автора она быстро забудет. А вот до своих читателей книга так и не дойдет.

И смех и грех

Интересно, что самые смешные и нелепые названия дают своим книгам не писатели художественных произведений, а авторы нон-фикшен – научно-популярных книг. Они же тоже заинтересованы в том, чтобы читатель заметил их труды. Но чувство прекрасного им изменяет чаще, чем тем, кто пишет «художку». В Англии еще в 80-х годах была учреждена ежегодная премия Diagram, которая присуждается авторам самых нелепых и странных названий. Вручает премию британский журнал Bookseller. Порадуйтесь вместе со мной креативу английских авторов.

  • «Как гадить в лесу: экологический подход к забытому искусству» (К. Мейер)
  • «Знаменательные моменты из истории бетона» (С. Стэнли)
  • «Радость секса. Карманное издание» (А. Комфорт)
  • «Беспризорные магазинные тележки востока Северной Америки: полевой определитель» (Д. Монтагью)
  • «Вязальные приключения с гиперболическими плоскостями» (Д. Тайминя)
  • «Как защитить свой курятник от гоблинов» (Р. Бейкели)
  • «Как покакать на свидании. Практическое руководство» (Mats & Enzo)
  • «Люди ли женщины? И другие международные исследования» (Автора не нашла, наверное, скрывается от феминисток).
-3

Если поискать среди книг наших отечественных авторов, то можно найти названия не менее странные. Жаль только премии за них не присуждают. А вам встречались смешные и нелепые названия? Поделитесь в комментариях.

О том, как правильно выбрать имя для своей книги и не насмешить людей, я расскажу вам в следующей статье, посвященной книжному неймингу. А вы не забывайте о творчестве, но и, конечно, о приятном «лайке» для моего канала. Вы-то ведь знаете, что ничто так не стимулирует писателя, как позитивная оценка читателя.

Читайте дальше:

"Тайны книжного нейминга. Продолжение"