Ранее я уже писал про Сталина и его выезд или выезды на фронт – современники вождя народов утверждают, что их было несколько. А вот мои уверены, что один. Тем не менее, и те, и другие сходятся во мнении, что в боевых действиях Сталин точно не участвовал и на передовой (и даже достаточно близко к ней) не был. Чтобы там ни рисовали художники той эпохи. Зато все три его сына воевали, а старший – погиб в плену. А как насчет других советских руководителей? Кто из них побывал на полях сражений Великой Отечественной?
Никита Сергеевич Хрущев
«Кукурузник» Никита Сергеевич был личностью неоднозначной еще до того, как стал главой СССР. Кадровым военным он не был, хотя боевой опыт имел – командовал отрядом в Гражданскую, воевал за советскую власть в Грузии – а карьеру сделал по политической линии. В 1938 году он возглавил ЦК КП(б) Украины, фактически став главой этой союзной республики. С началом войны Хрущев, как комиссар, вошел в состав военного совета Юго-Западного фронта. Позже аналогичные должности он занимал в военных советах Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. То есть непосредственного участия в боевых действиях он не принимал, но планировал операции и командовал войсками.
С именем Хрущева связаны две крупные военные катастрофы РККА: неудачные Киевская (1941) и Харьковская (1942 г) операции. Хотя роль Никиты Сергеевича в первой до сих пор оспаривается историками. По воспоминаниям Буденного и Тимошенко, Хрущев был одним из тех, кто поддерживал идею отвода войск и сдачи украинской столицы. Находясь в гуще событий и хорошо зная положение на фронте, он понимал, что удержать Киев невозможно, и даже пытался отдать приказ об отходе, не посоветовавшись со Сталиным. Но сделал это довольно хитро, прикрываясь именем и авторитетом Буденного, за что последний получил по шапке и 12 сентября 1941 г был отстранен от командования Южным направлением.
Вторая роковая ошибка Хрущева – пролоббированное им решение о майском (1942 г.) наступлении с Барвенковского плацдарма. Идея отсечь группу армий «Юг» от основных сил, прижать к Азову и уничтожить была хорошей, вот только резервов и умений для ее выполнения было недостаточно. Провал наступления, названный Харьковской катастрофой, привел к крупным потерям, вынужденной сдаче Воронежа и Ростова-на-Дону, и необходимости отступления к Сталинграду. Осенним указом 1942 года Сталин отстранил комиссаров от командования, переведя их в разряд советников, так что больше «накуролесить» Хрущеву не удалось. Но он отлично проявил себя в Сталинграде, руководя тылом, а во время Курской битвы лихо и показательно вручал награды на передовой.
Леонид Ильич Брежнев
Дорогому Леониду Ильичу, несмотря на должность политработника, довелось проявить себя именно на поле боя. Начинал войну он на Южном фронте, а впервые отличился в ходе подготовки той самой злополучной Харьковской операции. Еще в январе 1942 года советским командованием были предприняты первые попытки наступления с Барвенковского плацдарма. За проявленное в ходе операции мужество бригадный комиссар Брежнев был награжден орденом Красного Знамени и представлен к ордену Красной Звезды.
После упразднения военных комиссаров осенью 1942 г. Леонид Ильич, по идее, должен был получить звание генерала, но был аттестован только полковником. Ходили самые разнообразные слухи, почему так случилось. Ходили слухи о кутеже с девицами сверхлегкого поведения, устроенном им в прифронтовом Сталинграде. Кто-то утверждает, что дело в нарушении пресловутого приказа № 227 и панибратском отношении с подчиненными. Ну а официальная версия гласит, что генералом Брежнев не стал лишь по выслуге лет.
Звездным часом Ильича стала Малая земля и освобождение Новороссийска. Как писали фронтовые газеты, он более 40 раз посещал плацдарм на берегу Цемесской группы под огнем противника, доставляя припасы, снаряжение, подкрепление. В один из таких визитов катер, на котором был Брежнев, подорвался на мине, но полковник отделался легкой контузией и лишь наглотался воды. Злые языки утверждают, что посещений Малой земли Брежневым было гораздо меньше – не более 2-3. Но оспорить факт награждения Леонида Ильича за боевые заслуги орденом Отечественной войны I степени и именным маузером как-то сложновато…
Если говорить именно о людях, возглавлявших СССР, то на этом, пожалуй, и все. Ну а если пройтись по чиновникам из высшего руководства, то наберется еще неплохой такой список фронтовиков:
· Дмитрий Трофимович Шепилов – Министр иностранных дел СССР (1956-1957 гг.). Тот самый «примкнувший к ним Шепилов», если вы понимаете, о чем я.
· Владимир Васильевич Щербицкий – Первый секретарь ЦК КП Украины (1972-1989 гг.). Известен приказом о проведении злополучной первомайской демонстрации в Киеве в 1986 г.
· Виктор Михайлович Чебриков – Председатель КГБ СССР (1982-1988 гг.). Один из ярких примеров личного мужества и героизма. После развала Союза был начальником личной охраны Иосифа Кобзона.
· Дмитрий Степанович Полянский – Министр сельского хозяйства СССР (1973-1976гг.). На фронте был всего год. Больше известен как один из идеологов передачи Крыма Украине.
· Петр Миронович Машеров – Первый секретарь ЦК КП Белоруссии (1965-1980 гг.). Один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии, герой СССР.
· Дмитрий Тимофеевич Язов – Министр обороны СССР (1987-1991 гг.). Участник прорыва блокады Ленинграда. Единственный ныне живой Маршал СССР.
Были и еще – наверняка, я кого-то упустил. Но рассказывать о каждом из них, наверное, не имеет смысла – все-таки люди не столь известные, как Хрущев или Брежнев. А о чем стоит? Может у вас есть какие-то пожелания?
P.S. За лайки и новых подписчиков буду очень благодарен!
Что почитать по теме:
Кайнаран А.В., Муравов Д.С., Ющенко М.В., «Киевский укрепленный район. 1941 год. Хроника обороны»
Мощанский И. Б., «1941. Битва за Киев. 7 июля — 26 сентября»
Баграмян И. Х., «Так мы шли к победе»
Исаев А. В., «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова»
Исаев А. В., «Сталинград. За Волгой для нас земли нет»
Хрущёв С. Н., «Пенсионер союзного значения»
Давид Ортенберг, «Фронтовые поездки»
Шаттенберг С., «Леонид Брежнев. Величие и трагедия человека и страны»
Л. И. Брежнев, «Воспоминания»