Военное формирование, состоящее исключительно из женщин возникло по велению Временного правительства и главным образом с пропагандистской целью. Во время Первой мировой женщины самого разного возраста, представительницы разных слоев общества шли добровольно на фронт.
В «Вестнике Красного Креста» в 1915 году появился рассказ о 12 девушках, которые сражались в Карпатах. Им было по 14-16 лет. В первых же сражениях две гимназистки погибли, а 4 были ранены. Солдаты по-отечески отнеслись к девушкам. Они достали им форму, обучили стрельбе и затем записали их под мужскими именами как рядовых.
Что заставляло молодых, богатых или знатных женщин, окунаться в военные будни? Документы и воспоминания указывают на множество причин. Главной из них, несомненно, был патриотический порыв. Он охватил тогда все русское общество. Именно чувство патриотизма и долга заставило многих женщин сменить свои наряды на военную форму или одежду сестер милосердия. Немаловажное значение имели и семейные обстоятельства. Одни женщины шли на фронт за своими мужьями; другие, узнав об их гибели, вступали в ряды армии из чувства мести.
После Февральской революции в армии происходил хаос: рядовых уравняли в правах с офицерами, приказы не выполняются, дезертирство достигло невиданных масштабов, решения о наступлении принимаются не в штабах, а на митингах. Солдаты устали и не хотят больше воевать. В мае 1917 года на фронт прибыл председатель Временного комитета государственной думы М.В. Родзянко, чтобы встретиться с старшим унтер-офицером М.Л. Бочкаревой, находившейся на фронте с Высочайшего разрешения с 1914 года и к 1917 году, благодаря проявленному героизму, ставшей знаменитой личностью. И забрал ее с собой в Петроград для агитации за «войну до победного конца» в войсках Петроградского гарнизона. Но Бочкарева пошла дальше его замыслов: 21 мая на одном из митингов она выдвинула идею создания «Ударного женского батальона смерти».
«Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы – женщины – только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем – лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот все, что нам нужно – привлечь внимание!
Был кинут клич, и вскоре набралось уже больше двух тысяч добровольцев женского пола. Из которых только 300 прошли отбор. Девушки, отсеянные из команды Бочкаревой, создали 1-й Петроградский женский батальон, под командованием штабс-капитана А.В. Лоскова. В 70% служащих в женских батальонах имели образование не ниже среднего. Жесткая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Женщин стригли наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия»...
21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского Собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой», а Бочкаревой – портупею, золотую саблю и револьвер. 29 июня Военный совет утвердил положение «О формировании воинских частей из женщин-добровольцев».
27 июня 1917 года «батальон смерти» в составе двухсот человек прибыл в действующую армию, в тыловые части 1-го Сибирского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта в район Новоспасского леса, севернее города Молодечно, что под Сморгонью.
9 июля 1917 года состоялось боевое крещение. Полковник В.И. Закржевский писал в рапорте о действии «батальона смерти»:
«Отряд Бочкарёвой вёл себя в бою геройски, всё время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии .Батальон потерял 30 человек убитыми и 70 ранеными. Мария Бочкарёва, сама раненная в этом бою в пятый раз, провела 1½ месяца в госпитале.»
Бочкарева вернулась в Петроград. Более ее батальон не воевал. Произведенная за храбрость сначала в подпоручики, затем и в поручики, Мария Бочкарева вплоть до Октябрьского переворота находилась в Петрограде. Но ни она, ни ее батальон отношения к защите Зимнего дворца от Красной гвардии не имели.
Марш вперед, вперед на бой,
Женщины-солдаты!
Звук лихой зовет вас в бой,
Вздрогнут супостаты
Из песни I-го Петроградского женского батальона
1-й Петроградский, под командованием штабс-капитана Лоскова в октябре 1917 года вместе с юнкерами и другими частями, верными присяге, принимал участие в защите Зимнего дворца, в котором располагалось Временное правительство.
1917 - На Исаакиевской площади первый женский "батальон смерти" получил боевое знамя.
Будет приятно видеть обратную связь - подпишитесь на канал «История, которую мы забываем», ждём ваши лайки и комментарии!
О Марии Бочкарёвой у нас есть статья: В «Женском батальоне смерти» царила железная дисциплина.