Разобрался для себя себя и немного для вас что такое посадки и допуски. Наслаждайтесь
Что такое допуски?
Вводная на 1 абзац, чтобы глубже понять зачем они нужны.
Как появились допуски?
Допуски это стандартные размеры по которым делают вещи. Одинаковые размеры нужны чтобы все делали с одним размером одни и те же вещи. Чтобы вещи были взаимозаменяемыми.
Взаимозаменяемые значит, чтобы например к колесу автомобиля не пришлось подбирать болты из кучки разных болтов, но взял по размеру из коробки одного размера. И все подходят к этому колесу.
Взаимозаменяемость хоть и максимально удобная, но не очевидная вещь. Иначе почему ее придумали только в 19 веке, а до этого каждая деталь заменялась индивидуально и подгонялись теми имеющимися средствами: валенком и кирпичом.
Когда появилось взаимозаменяемость, впервые конечно для военной техники, появилось возможность делать компоненты для одного изделия хоть на другом заводе, что значит создавать сложные изделия с большой скоростью и на большой территории.
Хоть на другом континенте, что объединило все человечество в глобальный рынок. Так что допуски и посадки это глыба современной цивилизации. Когда стало возможным делать сложные машины, корабли и процессоры по всему миру. И собирать вещи из разных деталей на одном заводе. Что дало нам много дешёвых,но хороших вещей и относительную материальную обеспеченность.
Взаимозаменяемость и обусловила появление допусков и посадок.
Что такое допуск?
Допуск всего навсего разница между возможным наибольшим и возможным наименьшим размером. В котором делать считается годной. Расстояние между наибольшим и наименьшим размером называется полем допуска.
Например, есть шайба диаметром 20 миллиметров. Допуск записывается как 20 -0.1 -0.3. Значит деталь будет годной если она сделана в пределах размеров от 19.9 до 19.7.
Поле допуска между ними 0.2 миллиметра.
Совокупность допусков для разных размеров но одинаковой пропорциональной точности называется квалитет от Qualität – качество. Это короткое обозначение допуска. Но допуск это конкретное значение а квалитет это мера качества. Значит вал диаметром 3000 мм равно как 3 мм, если 6 квалитета, значит он сделан с одинаковой точностью.
Кстати, Qualitat слово немецкое, и теперь все что называется качественным, называется немецким словом. Это план по которому немцы захватывают мир. А может нет.
Квалитеты обозначают латинскими буквами, с цифрой, напрмер H7. Если буква большая, это отверстие, мелкая - вал.
Какие бывают квалитеты?
В целом квалитетов 20, но далеко не со всеми имеют дело средние машиностроители.
Квалитеты от 01, 00 до 5
Больше мерительные приспособления, пробки чтобы контролировать размеры, скобы чтобы контролировать валы, концевые меры чтобы настраивать мерительные инструменты, типа микрометров. Словом это очень точные и дорогие вещи. С такой точностью, а именно от 0,0008 мм работают токари и токари-расточники 6 разряда. Но не всегда. Но всегда нужны для этого индикаторы, есть такие что меряют 100 нанометров.
Квалитеты с 14 по 17
Из задач литейщиков и иногда сварщиков. Когда большие искажения металла или когда формы делают прям в земле и туда льют чугун, точность +- лапоть.
Словом подготовка для очень и не очень точных работ. Но это не значит что это не точные работы. Отлить чугун или приварить двутавровую балку с точностью 1 -6 мм также сложно как и проточиить её по 7 квалитету. О чем ниже
Квалитет с 6 по 14
Вот тут все разнообразие от поршней и гильз двигателей внутреннего сгорания до обечаек атомных реакторов. В этом пространстве трудятся карусельщики, ЧПУшники, фрезеровщики и все остальные.
Как используются допуски?
Допуски пишутся на чертежах, где появляются из специальных справочников а также конструкторы назначают допуски по аналогии с очень похожих деталей. С расчетом на то что делать имея такие размеры, будет исполнять назначенную ей функцию с максимально возможной отдачей. То есть рационально.
Хотя я повидав довольно много чертежей, так бы не сказал. Иногда их пишут дегенераты. Но что поделать, все мы не без греха. Дегенераты пишут, дегенераты делают. Потому просвещайтесь, читайте больше книжек и развивайте трудовую культур, чтобы наш мир как можно больше оставался в свете разума.
Как прочесть допуск на чертеже?
Обыкновенно на чертеже так и написано +-0,08, например. Это значит надо делать с точность +-0,08 миллиметров. Тут все просто. По умолчанию детали делиться на:
Валы или детали которые охватываются
Отверстия - детали которые охватывают
IT размеры
В простонародье, чтобы не запутаться в терминах это выглядит так: охватываемая деталь - то на что возможно натянуть губки штангенциркуля. Она с вероятностью 99% должна быть меньше, потому что вставляется куда-то.
Охватывающие детали - то куда вставляют губки штангенциркуля. Это отверстие, а значит его размеры в 99% случаев больше указанного размера, чтобы в нее установился вал.
IT - то что надо мерить глубиномером, и такие размеры могут быть разными, надо смотреть конкретный чертеж. Может как вставляться, так и подставляться, а может и просто быть корпусом, у которого внешние размеры второстепенны
Что такое посадки
Посадками называются способы соединений деталей меж собой. А вид посадки определяется необходимостью подвижности или неподвижности деталей соединения относительно друг друга.
Какие бывают посадки?
Можно перечислять все посадками и для чего они применяются, но я считаю это лишняя информация. Если вы не конструктор. Если вы из таких, то читайте учебник для умных.
Всего из разных квалитетов возможно собрать 700 посадок. Но чтобы не путаться, столько не используют. В основном достаточно 27 для большей части станков, машин и разных других штук. Но и 27 незачем учить. Что же стоит знать?
Есть в чего 3 вида посадок:
Хвойные, осиновые и лесополосы(нет)
Посадки с натягом
Посадки с зазором
Посадки переходные
С натягом потому что их натягивают раз и навсегда. То есть когда деталь установиться и стоять будут вечно или пока слесаря их не разлучат. Сидят они плотно относительно друг друга за счёт того что вал чуть больше отверстия.
Чуть может быть разным, например 0,02 мм, когда нужно сделка постучать молотком, или на 0,5 мм, когда деталь или раскаляют до красна чтобы натянуть на вал, или охлажают углекислотой, чтобы вставить в отверстие навсегда.
В частности посадки с натягом это вал на подшипнике, который в подшипник запрессовывается.
Переходные посадки используют по необходимости, когда надо чтобы деталь или была подвижной, или четко закреплялась на своем месте.
Посадки с зазором, когда деталь в таком соединении движется, например вал в отверстии редуктора, или шарики подшипников в самом подшипнике. Посадки с зазором могут быть очень разные, от того что в щель между валом и открытием влезет лист бумаги, до такого что меж ними не пролезет и капля воды.
Или так
Посадка с натягом - моногамные отношения. Один вал входит в одно отверстие и блюдит ему верность. Переходные это обычные отношения, когда попробовал туда-сюда, развелся и к старости остановился. Но можешь ещё попробовать. Посадки с зазором это богомерзкие полигамные и неразборчивые связи, вдохновленный веяниями известно о куда, внушающие ужас союзы плоти. Такие дела
Как выбирают посадки?
В зависимости от задачи, ровно как и допуски, по специальным справочникам или по аналогии. По аналогии значит берут агрегат исполняющий похожие функции и копируют его узлы.
Обыкновенно посадки выбираются с таким расчетом чтобы отверстие было неизменным, стандартным, а ю вал в свою очередь мог изменяться в зависимости от износа. Или подгоняться по месту. Потому что вал сделать гораздо проще. Отверстие в требует больше ресурсов.
А чтобы сделать особенно точное отверстие, иногда нужен специальный и дорогой инструмент типа развертки и пробки для контроля. Инструменты стандартизированные, потому и размеры отверстий нельзя ставить какие придет в голову.
Замечание: статья чисто вводная информация на пути технических измерений. Не считайте то вы что-то знаете если ее прочитали даже внимательно.
Всегда проверяйте конкретно по месту как, что и по каким размерам надо делать, специалисты на всех ровных могут быть крайне посредственными и неграмотными.
Итого: допуски и посадки это просто. Просто ориентируйтесь на таблицу квалитетов, она к счастью есть в благословенном нашем поисковике, на первой странице очень хорошая. Как и на каждом предприятии.
По моему все смог охватить. Так что пишите свои отзывы, ставьте лайки и хвалебные комментарии. Не хвалебные не ставьте. Задавайте вопросы что непонятно. И предлагайте свои темы, тоже их разберём. И подписывайтесь, это мотивирует меня писать еще и еще. За внимание спасибо
А вот еще интересно получилось: о разрядах карусельщиков и как растачивать отверстия на токарном станке.