Найти в Дзене
Судострой

Проект 22100 "Океан". Исключительно пограничный корабль

Спуск на воду ПСКР "Анадырь" / Фото: Зеленодольский завод им. Горького
Спуск на воду ПСКР "Анадырь" / Фото: Зеленодольский завод им. Горького

14 июня на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спустили на воду второй серийный (третий по счёту) пограничный сторожевой корабль 1-го ранга "Анадырь" проекта 22100. В силу специфики заказчика – пограничной службы ФСБ России – открытой информации о проекте 22100 не так уж и много. Что известно на данный момент – в рассказе ТГД.

Проект 22100, шифр "Океан", разработан петербургским ЦМКБ "Алмаз". Строительство серии пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) 1-го ранга ведётся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.

Головной "Океан" – "Полярная звезда" (заводской номер 111) – был заложен в мае 2012 года. В декабре 2016 года корабль был передан заказчику – пограничному управлению ФСБ России по Западному арктическому району.

Контракт на постройку двух серийных кораблей проекта 22100 был заключен в апреле 2015 года. Первый серийный корабль "Петропавловск-Камчатский" (заводской номер 112) был заложен в июне 2015 года и спущен на воду в июне 2018 года. "Петропавловск-Камчатский" пока что не передан заказчику. Закладка второго серийного ПСКР "Анадырь" (заводской номер 113) состоялась в апреле 2017 года.

Как отмечают на Зеленодольском заводе, особенностью проекта "Океан" является то, что он разработан исключительно под требования морских пограничников. При этом в ПСКР изначально заложена многофункциональность: боевой потенциал и возможность участия в аварийно-спасательных операциях.

Главной задачей ПСКР "Океан" заявляется охрана исключительной экономической зоны РФ. Судя по тому, что базироваться три первых корабля проекта 22100 будут в Мурманске, речь идёт об Арктике. В рамках спасательных операций ПСКР может быть задействован для поиска и спасения людей с поверхности воды, оказания помощи по тушению пожаров на судах, буксировки и сопровождения аварийных судов.

Силовая составляющая назначения корабля проекта 22100 заключается в обеспечении действий подразделений специального назначения по борьбе с терроризмом и пиратством, а также в пресечении контрабанды.

Макет ПСКР проекта 22100 / Фото: ТГД
Макет ПСКР проекта 22100 / Фото: ТГД

Что касается основных технических характеристик, то водоизмещение корабля составляет 2700 тонн, длина – 104 м, ширина – 14 м, скорость хода – 21 узел, дальность плавания – 12 тыс. миль, автономность – 60 суток. Корабль имеет ледовый класс.

Вооружение корабля состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА калибра 76,2 мм и двух пулемётных установок МТПУ калибра 14,5 мм. Предусмотрена площадка для вертолёта типа Ка-27.

Энергоустановка корабля прошла опыт импортозамещения: головной ПСКР получил немецкую энергетику от MTU, серийные – отечественную. По данным Коломенского завода от июля 2017 года, на серийных пограничных сторожевых кораблях проекта 22100 устанавливается дизель-редукторный агрегат 1ДРА6000 с дизелем модификации 16Д49 (16ЧН26/26). Агрегат работает на гребной винт регулируемого шага.

Кстати, это не первый такой случай для отечественного кораблестроения. Схожая ситуация наблюдалась с патрульными кораблями проекта 22160, где головной корабль оснащён немецкой энергоустановкой, а на серийные устанавливается уже российская продукция.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о корвете проекта 20386.