С тех пор, как Гуттенберг изобрел печатный станок, молодёжь пошла не та. Уткнутся в книгу - никакой духовности.
Никола Флавийский, 1444 г.
Когда я говорю, что школу ребенок может закончить при помощи устройства с доступом к интернету, люди реагируют по-разному, много восторженных оценок, но много и негативных реакций. Равнодушным не остается никто.
Мы собрали обзор мнений педагогов, родителей тех, кто уже учится, и тех, кто “никогда не отдаст ребенка в такую школу”.
Кто отдает детей в онлайн-школы?
Случаи бывают разные, но все-таки, есть некоторые типичные ситуации, в которых родители делают выбор в пользу виртуального обучения.
- Иммигранты для сохранения русского языка и русской программы обучения.
- Родители особенных детей, например с СДВГ, которым сложно учиться в традиционной системе, а также опережающих программу одаренных созданий.
- Блогеры, путешественники, люди имеющие работу с командировками - из-за частых перемещений с детьми.
- Профессиональные спортсмены, что может касаться как родителей-спортсменов, так и самих детей, которые перемещаются по сборам.
- Многодетные семьи, особенно за границей, где нужно развести детей в разные школы и собрать назад.
- Разочарованные в системе, пострадавшие от неприятных ситуаций, буллинга в школе и пр.
- Проживающие в отдаленных районах с труднодоступными школами и качественным образованием.
- Идеологические хоумскулеры, которые изначально отдают предпочтение семейному, домашнему воспитанию и обучению. Как правило, с минимум одним родителем в семье, имеющим достаточно времени, не работающим или на частичной занятости.
Плюсы виртуальной школы
- Гибкость, адаптивность обучения - если твой ребенок знает тему, можно ее пропустить или уделить ей меньше внимания, проходить материал в своем, более быстром или медленном темпе.
- Большая свобода и меньшая нагрузка - у родителя и ребенка нет необходимости принести на завтра 6 тетрадей с домашним заданием, поделку и пирог на чаепитие. Все задания заранее известны и распределены во времени, чтобы их можно было вставить в удобным образом в график.
- Мобильность и удобство - можно поехать на дачу в понедельник утром, вместо пятничных пробок. Или отправиться на море в сентябре, когда и погода, и цены приятнее.
- Психологически комфортная атмосфера без давления, страха и конфликтов, необходимости подстраиваться под личностные особенности учителя и угождения кому-либо, рисков физических и эмоциональных травм.
- Возможность подобрать режим по своему хронотипу, не вставать рано или учиться после обеда, жить в потоке, практиковать slow life и так далее.
- Формирует большую самостоятельность, ответственность, прививает навыки тайм-менеджмента и самоконтроля.
- Зачастую, это дешевле. Традиционная школа формально бесплатна, но по факту это бесконечные сборы на что-то и затраты на форму, учебники, тетради, материалы, и косвенные - транспортные расходы и расходы на лечение вирусных заболеваний и т.п., по сравнению с которыми стоимость обучения онлайн очень мала.
- Возможность заниматься своими делами, гибко планировать секции и хобби, заниматься, например, профессиональным спортом, подростковым бизнесом, осваивать основы интересующих профессий не дожидаясь “окончания школы”.
- Программа, которую можно выбрать, адаптировать, скомпоновать из разных курсов и источников для наибольшей эффективности именно вашего ребенка.
- Формирование восприятия гаджетов не только, как средств развлечения и отдыха, но и обучения, то есть развитие критического мышления и использование важных цифровых навыков и умений (презентации, видеоролики, опросы) больше и качественнее, чем в традиционной школе.
- Отсутствие необходимости родителям читать WhatsApp-чат класса. Шутка. Но не совсем =)
Минусы обучения онлайн
- Социализация. По мнению многих родителей, посещение секций, кружков, друзей и родственников не дает уникального коммуникационного, конфликтного и психотравмирующего опыта, необходимого для стрессоустойчивости и эффективных взаимодействий в последующей жизни. C другой стороны, им возражают хоумскулеры - школа, это всего лишь одна общественная локация и социализировать детей можно гораздо гармоничнее при домашнем обучении.
- Отсутствие живой конкуренции, которая стимулирует процесс познания.
- Невозможность полноценных уроков физкультуры и других предметов, в которых необходимо личное присутствие, требуется самостоятельная организация по этим предметам.
- Многие дети - кинестетики, поэтому только на слух и зрительно они плохо воспринимают материал. Онлайн-школы же заточены на аудиалов и визуалов.
- Большая нагрузка на родителя, как на организационно-контролирующий орган. Данный вид обучения подходит только ответственным и вовлеченным родителям.
- Формирование восприятия гаджетов не только как средств развлечения и отдыха, но и обучения, то есть развитие критического мышления и использование важных цифровых навыков и умений (презентации, видеоролики, опросы) больше и качественнее, чем в традиционной школе.
- В РФ практически нет бесплатных онлайн-школ (в отличие от США, где распространена чартерная концепция финансирования) за исключением некоторых, субсидированных правительством Москвы вариантов. Впрочем, стоимость обучения достаточно невысока.
- Нет полноценного контроля со стороны государственных органов по качеству обучения и содержанию программы.
- Элементы конспирологии. “Миллионеры из силиконовой долины отдают своих детей в традиционные школы без гаджетов, они-то точно что-то знают”. В это возражение попадают опасения вреда гаджетов, интернет-зависимости и пр.
Выводы
В целом, как мне кажется, переход к онлайн-школе сопровождается страхом нового, по аналогии свой детский опыт родители хотят в лучшем виде перенести на своих детей и опасаются неизведанных вариантов развития событий. Мне нравится история Андрея Себранта, подслушанная у него в подкасте, о том, как в его школьное время учителя очень опасались переход с перьевой на шариковую ручку, подозревая, что это убьет всю культуру письма и обучения в целом.
И ничего, мир все еще вертится, а передовые методы и инструменты обучения будут появляться и входить в нашу жизнь все больше, учитывая множество преимуществ.