Совсем недавно участники "Зеленого края" предприняли короткое, но очень познавательное путешествие в ближнее Подмосковье. И сегодня мы хотим вам о нем рассказать.
В марте 1965 года Телеграфное агентство Советского Союза разослало по всему миру новость о том, что человек впервые вышел в открытое космическое пространство. Эта скупая новостная строка оповестила о невероятном научном и техническом достижении. По значению оно было сравнимо с первым полетом в космос.
На практике это означало, что Алексей Леонов, одетый в тонкую оболочку из литой резины, покинул пределы корабля и вернулся, совершив беспримерный в истории подвиг.
Пребывание Алексея Леонова в космосе продолжалось всего чуть более двенадцати минут, он не выполнял никакой работы. Но подготовка к этому событию заняла несколько лет.
Ещё больше времени ушло на производство и испытание шлюзовой камеры и конструирование первого скафандра, для внекорабельной деятельности космонавта. Они были спроектированы и сделаны на научно-производственном предприятии "Звезда" в подмосковном Томилино.
Досье: Объединение Звезда возникло в 1952 году, как опытный завод №918. Главной его задачей было производство средств индивидуального спасения для экипажей: высотных скафандров, катапультных кресел и компенсационных костюмов. С запуском советской космической программы, часть мощностей предприятия было отдано под спасательные и рабочие скафандры для будущих космонавтов.
Одним из первых образцов космической продукции Звезды стали скафандры... для собак. Именно эти хвостатые космонавты проторили нам дорогу на околоземную орбиту. А когда люди сначала полетели в космос, а затем и вышли в открытое космическое пространство, свет увидела знаменитая "птичья серия" скафандров, названная в честь крылатых хищников.
Леоновский "Беркут" стал первенцем в серии скафандров, для выходов в открытый космос.
Из интервью Сергея Позднякова, главного конструктора НПП "Звезда"
Первые скафандры для работы в открытом космосе , и у нас, и у американцев, они были целиком мягкие. То есть вся оболочка была мягкой, её надевали, шнуровали там аппендикс, застегивали. И система обеспечения она была в отдельном ранце, и связывалась шлангом со скафандром. Тело космонавта защищала гермооболочка, которая делалась из листовой резины. Под ней создавалось избыточное давление, и циркулирует газ, который снимал с человека тепло.
В Беркуте впервые была применена экранно-вакуумная изоляция, которая работала по принципу всем известного термоса. Даже оказавшись в тени корабля, космонавты никогда не жаловались на холод.
Продолжением "птичьей" серии стали скафандры Ястреб и Сокол. Ястреб был глубоким развитием Беркута, с системой регенерации вместо прямой подачи кислорода. Сокол, который используется и по сей день - спасательный скафандр на случай разгерметизации корабля.
Тогда же начались работы над полужесткой системой Кречет. Впоследствии, она стала судьбоносной в эволюции отечественных и мировых скафандров.
Из интервью Сергея Позднякова, главного конструктора НПП "Звезда" :
Принципиальное отличие скафандра полужесткого, когда есть металлическая кираса с ранцем, и все системы жизнеобеспечения сосредоточены в ранце, и вы как дверь открываете и входите в скафандр. Это российское, а тогда советское ноу-хау, и впервые система была применена, когда Советский Союз и в частности Звезда, работали по лунной программе
Вслед за Кречетами были спроектированы Орланы. Они-то и есть настоящий мировой хит "Звезды", по признанию многих специалистов! Орланы включали в себя ряд сложнейших систем, которые просто не имели аналогов. Это и монолитный шлем с мощным светооражателем, поворачивающийся вместе с головой, и мощная система регенерации, и повышенная многочасовая автономность.
Одним из интереснейших ноу-хау была система водяного охлаждения. Благодаря ей космонавт мог работать на орбите, фактически не обращая внимания, находится ли он на солнце или в тени.
Первые модели Орлана применялись ещё на орбитальных станциях Салют, в конце семидесятых. Примерно каждые три-четыре года выходила их новая модификация. Теперь Орланы последней серии, под маркой МК, работают на Международной космической станции. Ими с удовольствием пользуются и российские космонавты, и зарубежные члены экипажа.
Современный космический скафандр, это не просто герметичная оболочка. По сути, это маленький космический корабль, в котором космонавт способен находиться в безвоздушном пространстве более десяти часов. И кстати, не просто находиться, но и активно передвигаться.
Стоимость такого космического костюма со всеми прилагающимися девайсами, зашкаливает за десять миллионов долларов. Но несмотря на невероятное количество высоких технологий, спрятанных под оболочкой, он остается удивительно простым в обращении и, что немаловажно, в одевании.
Сегодня российская модель полужестких скафандров признана наиболее оптимальной. И практически все будущие модели как американского, так и европейского снаряжения, создаются по тому же принципу, что и Орланы последних моделей.
Из интервью Сергея Позднякова, главного конструктора НПП "Звезда":: Американцы и скафандры для Шатла делали уже по полужесткой схеме, только у них не было двери для входа в скафандр, а был поясной разъем. Что очень неудобно, там надо с помощью двух помощников одевать скафандр. А у нас сам человек входит, сам может дверь закрыть. И сейчас перспективные скафандры, которые в том числе и для исследования планет они готовят, они строят по нашей концепции.
В ближайших планах Звезды по модернизации скафандра Орлан - установление системы полного климат-контроля и совершенствования систем навигации и связи. А на подходе уже и новые модификации, с экраном, размещенном прямо на забрале шлема. Для его оболочки будут применены новые полимеры. Это позволит максимально увеличить комфортность для космонавта.