Когда-то в далеком детстве я ненавидела уроки английского.
Неправильные глаголы, адски сложные длинные предложения, в которых смысл терялся после третьего слова, и еще несколько не менее серьезных причин приводили к нервной дрожи накануне урока по языку. Каким-то чудом за полтора года занятий с репетитором мне удалось зазубрить грамматику, да настолько хорошо, что в университете я умудрилась распределиться в самую сильную группу. Ирония (читай "печаль") в том, что и двух слов в разговорной речи я в тот момент связать не могла.
Педагогического образования у меня нет и на профессионального ментора я не тяну. Однако уже более 15 лет я активно общаюсь на языке, читаю англоязычные сайты, пишу деловые письма и.. чувствую язык, смакую его и нежно люблю.
В свою репетиторскую бытность своим ученикам я преподавала именно "живой" язык - со всеми междометиями, "well"-ами, многочисленными "как дела?" и разговорами "за жизнь". Язык - это культура. Не погружаясь в нее, не поймешь главного - КАК говорить. Именно поэтому мы зубрили эти "лондон из зэ кэпитал оф грейт британ" и темы про День Благодарения и Рождество.
Есть 5 тяжких камней в английском языке. Прокачивая, их надо сдвигать с места, чтобы потекла та самая вода.
Задача 1. Грамматика
Решение. Ученик + учитель. Один на один.
Лучшего способа вбить себе в голову девять времен (и плюс еще два) я не нашла. За полтора года тупое неразумное создание, a.k.a я, впитала грамматику в клетки своего тела. Я не знаю, за какой срок можно ее выучить, если относиться к заданиям учителя более ответственно, чем это делала я. Правило десяти тысяч часов работает здесь, как и везде, - после определенного количества упражнений рука сама не захочет писать "to" после "must".
Задача 2. Лексика\Чтение
Решение. Как ни банально, чтение.
Каждый день на разные темы. Можно начинать с простых текстов и выписывать слова на карточки.
Я ретроград: я искренне верю, что написание от руки помогает лучше запоминать слова.
Когда начнет получаться смотреть без мук, можно подключать и видео. Но на первых порах книги, статьи, тексты - все идет в помощь.
Задача 3. Восприятие на слух (в ученическом миру "listening", или "аудирование")
Решение. Я не знаю более действенного метода, чем живое общение.
Причем с разными людьми с разными акцентами. Разговорные клубы, занятия по Skype, просмотр передач с реальными диалогами живых людей. Задание по аудированию - всегда самое сложное из всех на тестах.
Я знаю выпускников лингвистических институтов, которые признаются, что даже после выпуска у них есть проблемы с восприятием речи на слух. Обилие акцентов и постоянно обновляющаяся лексика делают свое.
Задача 4. Письмо.
Решение. После написания прочитать, как-будто это не ты написал. ..И не городить много слов.
Ни для кого не секрет, что английский язык будет поскупее русского. И приласкать на нем сложнее, и послать на нашем родном куда приятнее. Явно это понимаешь в переписке. Причем не в онлайн, где можно ограничиться двумя словами, наполовину состоящими из цифр. А в официальном или неофициальном длинном письме.
Есть две трудности: а) донести свою мысль, б) корректно донести свою мысль.
Если с первым мы без проблем справляемся при наличии Гугл-переводчика и наших знаний, то со вторым.. Я каждый день пишу и получаю письма на английском, и почему-то самые грубые и жесткие формулировки приходят именно от соотечественников. Попробуйте заменить "want" на "would like", и уже разговор пойдет нежнее. Переписка тем и сложнее, что человек, читающий ваше письмо с той стороны экрана, мгновенно чувствует эмоцию, а у вас нет никакой возможности на эту эмоцию повлиять. Грубо говоря, у вас один шанс - сразу написать корректно.
И не надо длинных заумных предложений. Да, на этом языке писал Шекспир, но это также и язык самых емких юридических контрактов и виртуозных мемов. Используйте короткие предложения, и вашему собеседнику не придется отвечать вам фразой "Sorry, I did not get that".
Задача 5. Разговор (Speaking)
Решение. Погружение в среду языка.
Этим пунктом я расстрою, но по-настоящему говорить ты начинаешь только тогда, когда все вокруг говорят на английском. Думать на языке ты начинаешь только тогда, когда постоянно слышишь иностранную речь.
В 7 лет я начала учить английский, в 20 я поехала в США и сломала языковой барьер, в 25 я начала думать и видеть сны на английском. Сейчас мне сильно больше 25, но я до сих пор учусь, запоминаю новые слова, гуглю фразочки. Мой путь длинный. Необязательно так растягивать. Пара месяцев в языковой среде без возможности говорить на родном языке творит чудеса. Только заставляя себя общаться, каждый день и на разные темы, вы сломаете языковой барьер. А как только вы его сломаете...
В начале статьи я написала, что язык - это культура. Общение на иностранном языке способно раскрыть вас с новой стороны, изменить подход к стилю "говорения" и интересам. Я, интроверт вплоть до самой маленькой косточки, способна часами щебетать на английском о всяких несерьезностях (чаще о них).
Думайте и говорите, чтобы думать и говорить!
Удачи и лайк, если кого-то вдохновила!