Найти тему
А мы и не знали

Кто кого вооружал в 1930-е годы?

После Гражданской войны советская Россия начала активное экономическое взаимодействие с Германией. Торговля с этой страной, и даже военно-техническое сотрудничество продолжались и после прихода к власти Гитлера. Некоторые исследователи и публицисты говорят об этом с нотками обвинения в сторону СССР. При этом «забывая» факты, которые показывают ситуацию иначе!

Советский Союз «доит» Германию

Германия была нашим главным торговым партнёром и накануне 1-й Мировой, и в 1940-м. Однако СССР никогда не был главным торговым партнёром Германии! В 1940-м поставки из Союза составляли только 7,6% общей суммы германского ввоза, и 4,5% вывоза.

Наши страны восстановили дипотношения и торговлю в 1922 году. Германия находилась под ограничениями Версальского договора. Россия тоже оказалась в изоляции – но зато не была обязана соблюдать Версальский договор в отношении Германии.

Нам была нужна техника и технологии, чтобы создать индустриальную экономику; немцы желали спрятаться от версальских ограничений на полигонах вне своей территории, чтобы создавать и испытывать новые вооружения. Россия и Германия нуждались друг в друге.

Сначала пошли по пути создания концессий. Первыми – уже в ноябре 1922-го – стали концессионные договоры, по которым фирма «Юнкерс» обязалась выпускать самолёты на заводе в Филях (ныне ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), оборудовав его на свои деньги. Сборку самолётов и двигателей «Юнкерс» начал, но в целом обязательств не выполнил, и оставил завод со всем уже завезённым оборудованием.

Идея концессий себя не оправдала, стали открывать учебно-испытательные центры – военные и военно-промышленные. В 1925 году создали авиашколу в Липецке; расходы несла германская сторона. Немецкие и советские курсанты приобретали лётный опыт, а инженеры изучали самолёты, их вооружение, фото- и радиоаппаратуру, организацию деятельности по содержанию и обслуживанию техники.

Закупали штучные экземпляры самолетов «Хейнкель», «Юнкерс», «Дорнье», «Фокке-Вульф», «Мессершмитт», изучали их в институтах и лабораториях. Стояла задача: не просто копировать зарубежный образец, а понять, как он устроен, и сделать лучше.

Были сложности и с танками. Промышленность СССР могла бы наладить их производство ещё в конце 1920-х, – но не было проектов. Мысль наших конструкторов не поднималась выше моделей времён 1-й Мировой. Опять помогла Германия. Как правильно организовать танковое конструкторское бюро, обсуждали лично нарком Ворошилов и начальник штаба рейхсвера Хаммерштейн. И далее немецкие спецы консультировали советских коллег, обучали их, помогали конструировать машины.

К власти пришёл Гитлер, а сотрудничество продолжалось. Для Харьковского паровозостроительного завода (там занимались танками) в 1934-м купили лицензию на мотор фирмы БМВ, наладили своё производство, установили мотор на новый танк Т-28.

Для военно-морского флота закупали двигатели и запчасти, орудийные башни для линкоров, пушки для подлодок, гидроакустическую аппаратуру и ещё много чего. Развернули программу строительства больших кораблей, был нужен пресс мощностью в 15 тысяч тонн, чтобы изготовлять броневые плиты. Где взять? В Германии.

Заказали и получили сотни тяжёлых станков, нужных для оборонных отраслей промышленности. Из Германии в СССР «переселилось» так много станков, что в некоторый момент это негативно сказалось на промышленности самого Рейха!

Закупали оружие и технологии для производства оружия, нужного сухопутным войскам, закупали системы радиосвязи и оборудование для химических войск.

Теперь самый интересный вопрос: а на какие деньги шиковала команда товарища Сталина? Оказывается, команда товарища Сталина брала деньги на военную модернизацию своей страны у… немцев. Германия предоставляла Союзу кредиты на сотни млн. марок, которыми СССР оплачивал поставку станков и военной техники, платил за патенты и технические консультации.

Гасить кредиты мы должны были поставками сырья и продовольствия, а рассчитаны они были на многие годы вперёд, и брали мы их аж до 1940 года. То есть с началом войны возврат германских кредитов «накрылся». Конечно, начиная войну, Гитлер рассчитывал взять всю нашу страну целиком, даже не думая о потере сумм кредитов и процентов. Что ж, Германия их и не получила, а потеряла значительно больше. Оказалось, что наши инженеры и конструкторы и впрямь научились производить современное оружие.

А пока мы за кредиты расплачивались, Германия получала именно сырьё: пушнину и щетину, лён и хлопок, фуражное зерно, рыбьи пузыри для производства клеев и осину на спички. Немного платины, никеля, марганцевой, хромовой и низкообогащённой железной руды и нефти (наши главные месторождения ещё не были открыты).

Торговля с Германией шла до последнего мирного дня. Перед рассветом 22 июня 1941 года через Брест в Советский Союз проследовал эшелон с немецкими станками для сверления орудийных стволов, а из СССР в Германию – поезд с зерном.

А что делал Запад?..

К огорчению «некоторых исследователей», утверждающих, что СССР вооружал Гитлера в каких-то своих коварных целях, картина получается иная. С помощью немецких специалистов и на немецкие же деньги в Союзе была создана база для самостоятельного развития оборонных отраслей промышленности; подготовлены кадры, обретён опыт – и не ради наживы, а для защиты своей территории и народа в случае войны. Руководство явно предвидело, что война будет.

А оружие, технологии и стратегическое сырьё – чтобы побыстрее раздуть эту войну – дали Германии совсем другие!..

Приход к власти нацистов в 1933 году не превратил Германию в страну-изгоя. Никто не объявлял ей санкций и не прерывал дипломатических отношений. Соответственно, Третий Рейх в 1930-е годы торговал со множеством стран. А основными его партнёрами были страны Запада, прежде всего США и Великобритания.

Англичане обеспечивали Германию сырьём для тяжёлой промышленности. Так, половину никеля немцы получали от Британии, и вторую половину поставляла Канада. Англичане же, закупая в Южной Африке, Чили и Канаде медную руду, перепродавали её Германии. Ещё Лондон посредничал в поставках Рейху нефти, каучука, хлопка и шерсти.

До 75% предвоенного шведского экспорта приходилось на гитлеровский Рейх, а половину экспорта составляла железная руда. Произведённые из той руды металлические изделия охотно покупали в Дании и Норвегии, Италии и Португалии, Швейцарии и Голландии, в других странах.

Запад активно сотрудничал с Рейхом и в военно-технической сфере, а то и просто поставлял будущему врагу оружие. Британский «Виккерс» помогал в развитии германского подводного флота, «Хэдфилдс» продавал бронебойные снаряды. США и Британия наживались на продаже для Люфтваффе самолетов и авиадвигателей, а банки Ротшильдов и Морганов обеспечивали финансирование. Также продавали лицензии на производство двигателей.

Начавшаяся в 1939 году Мировая война отнюдь не прервала эту торговлю. Причём её продолжали не только те, кто проводил политику нейтралитета, как Швеция и Швейцария, но и фирмы стран, объявивших войну Рейху. Конечно, экспорт из них в Германию сильно упал, но некоторые – как, к примеру, нефтяные компании США, просто замаскировали поставки. Они вроде бы продавали нефть Испании и Швейцарии, а на деле её везли до Канарских островов, и перегружали в немецкие танкеры. Так было и со многими другими видами сырья.

С началом войны не была переоформлена собственность, которой владели в Германии американские компании, и они: «Стандард ойл», «Дженерал моторс», концерн ИТТ, «Форд» и другие – конечно, вкладывали значительные финансовые средства в германскую промышленность. Киностудии Голливуда обслуживали интересы министерства пропаганды Геббельса, «Ай-Би-Эм» помогла разработать систему учёта людей в концлагерях, «Кока-Кола» – наладить выпуск напитка «Фанта» для солдат Вермахта.

-2

…Вспоминается шутка советских времён: «Почему советские танки в 1968 году пришли в Прагу?.. Ответ: Потому что чешские танки в 1941 году пришли к Москве»…

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Чешский танк компании «Шкода» LT vz.35, более известный как «немецкий» PzKpfw 35 (t), в своё время стоявший в одном ряду с лучшими танками Европы.