Найти тему
История моды с Марьяной С.

Галантный век и любовь к бриллиантам

В XVIII веке ювелирное искусство достигло небывалых высот и небывалой роскоши. Моду другим странам задавала Франция, и это касалось и драгоценностей в том числе!

Ведущим стилем было рококо, утончённое и прихотливое, с изящными изгибами и извивами, К популярным мотивам узоров, растительным, с узлами и бантами, добавились новые – цветы, птицы, насекомые, раковины, кораллы, , и т.д. И всё это создавалось в основном из бриллиантов.

Возникала новая форма огранки – "Маркиз", или "Маркиза". Легенда связывает этот вид с маркизой де Помпадур, фавориткой короля Людовика XV - якобы он хотел иметь бриллиант в форме губ своей возлюбленной.

Мадам де Пормпадур, Франсуа Буше, 1758. из коллекции Национальной галереи Шотландии
Мадам де Пормпадур, Франсуа Буше, 1758. из коллекции Национальной галереи Шотландии

Помимо браслетов, колец, брошей и прочего носили, например, эгретки – украшения в виде перьев, которые прикрепляли к волосам. А ещё специальные украшения для съёмных передней части лифов платьев – т.н. стомаки.

Королева Шарлотта в коронационном одеянии, Аллан Рэмзи, 1760-е. Из Короллевской коллекции. Деталь. Да-да, вся передняя часть корсажа - это бриллианты...
Королева Шарлотта в коронационном одеянии, Аллан Рэмзи, 1760-е. Из Короллевской коллекции. Деталь. Да-да, вся передняя часть корсажа - это бриллианты...

Невысокие женские причёски на протяжении большей части века украшались т.н. помпонами, украшениями из лент, цветов, перьев и т.д., но они могли быть и бриллиантовыми - звёзды, полумесяцы, фейерверки. Камни могли быть закреплены подвижно, так что во время ходьбы или танца они двигались, разбрызгивая свет.

Императрица Елизавета Петровна, неизвестный художник, вторая пол. XVIII в. Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Императрица Елизавета Петровна, неизвестный художник, вторая пол. XVIII в. Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Дамы носили серьги с длинными подвесками, напоминавшие люстры – их и называли "жирандоль". И чем выше становились причёски, тем больше удлинялись серьги.

Бриллиантовые серьги, 1750-е, (с) sjphillips.com. Из частной коллекции
Бриллиантовые серьги, 1750-е, (с) sjphillips.com. Из частной коллекции

Поскольку серьги как бы окаймляли лицо, то лучшие из имевшихся в вашем распоряжении камней имело смысл пускать именно на них. Подвески к серьгам обычно бывали съемными, чтобы носить их полным комплектом только в самые торжественные дни.

В моду вошёлновый тип колье, т.н. "склаваж", т.е. "раб". Такое колье плотно охватывало шею, как рабский ошейник, в центре могла быть подвеска.

 Мария Луиза Испанская, Антон Рафаэль Менгс, ок. 1764-65. Из коллекции Музея истории искусств (Вена). Деталь.
Мария Луиза Испанская, Антон Рафаэль Менгс, ок. 1764-65. Из коллекции Музея истории искусств (Вена). Деталь.

Мужчины если и отставали, то немного – бриллиантовые пуговицы, пряжки на туфлях, аграфы для шляп, роскошные ордена, церемониальное оружие и его ножны. Короли фактически перестали носить короны (кроме как на коронации и по самым торжественным случаям, и в какой-то мере украшения на головных уборах стали заменой короне). Бриллиантовыми могли быть даже эполеты.

Людовик XV, Арман Винсент де Монпети, 1774. Версаль
Людовик XV, Арман Винсент де Монпети, 1774. Версаль

Словом, бриллианты были лучшими друзьями! И не только девушек.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!