Найти в Дзене

Ученый, проникший в душу первобытного человека: Клод Леви-Стросс

Клод Леви-Стросс прожил очень долгую жизнь - более ста лет (1908-2009), и прожил ее явно не зря. Он внес большой вклад в рассмотрение первобытной культуры, выявил ее специфику и нашел закономерности ее функционирования.

Клод Леви-Стросс
Клод Леви-Стросс

Являясь последователем Фердинанда де Соссюра, который предложил метод структурного анализа в лингвистике, Леви-Стросс применил его при изучении первобытного общества. Его основной мыслью было то, что в культуре постоянно повторяется одна и та же структура (как и в языке), то есть разные человеческие общности живут, по сути, в одних ит тех же структурах. Например, основой любого общества являются семейные отношения.

В.М. Васнецов "Первобытная семья"
В.М. Васнецов "Первобытная семья"

Особенностью первобытной культуры является тотемизм, то есть вера людей в животного (или растительного) предка. Леви-Стросс рассматривал этот феномен в трудах "Неприрученная мысль" и "Тотемизм сегодня". Он писал, что культура постоянно обменивается с природой сходствами и различиями, точно также, как и внутри культуры группы людей осуществляют подобный обмен. Этот процесс происходит благодаря кодированию, которому подвергается все, что имеет смысл для человека.

Существовали и особые тотемистические коды. Леви-Стросс считал, что первобытное мышление не было чисто мистическим (как думал, например, другой исследователь проблемы - Люсьен Леви-Брюль), но вполне подчинялось логическим закономерностям, было рациональным. Первобытные люди, имея тотемистическое сознание, могли мыслить биполярными категориями, то есть двоично.

В.М. Васнецов "Первобытный художник"
В.М. Васнецов "Первобытный художник"

Наиболее важными противоположностями были пространственные (верх-низ, далеко-близко и т.п.), временные (вчера-сегодня, давно-сейчас и т.д.), а также те, которые связаны с органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вкусом. Древние люди прекрасно осознавали эти противоположности, и именно эта способность легла в основу создания ими мифов. Например, чувственные оппозиции стали основой мифов и жизни и смерти.

Г. Горелов "Стоянка первобытных людей"
Г. Горелов "Стоянка первобытных людей"

Леви-Стросс создал модели анализа логических форм мышления первобытных людей:

наука конкретного, то есть способ упорядочивания, где конкретное сочетается с символическим;

бриколаж, то есть свобода мысли от целеполагания, когда главным становится образ, символ;

тотализирующее мышление, то есть переход одних форм классификации в другие, их взаимодополнение.

Благодаря этим формам Леви-Стросс и рассматривал первобытное мышление.

Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:

Праздник с точки зрения культурологии

Что такое мессианский народ

А вот тут занятная статья для интересующихся мифами:

Кто такие сивиллы и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы