Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как фиктивная свадьба стала произведением искусства?

Эволюция авторства

В новом цикле "Визуальное искусство как отношения" художник и автор Проекции Анастасия Беспалова рассмотрит визуальное искусство как живой изменяющийся процесс, в котором есть постоянные участники, взаимодействующие друг с другом.

Они ведут между собой диалог на протяжении истории искусства. Рассмотрим эти отношения, которые развиваются и трансформируются по сей день. Сегодня — о неоднозначной фигуре автора.

Вы читаете третий материал серии. Ссылку на первую часть "Почему фотографии и картины - это про отношения?"вы найдете в конце материала.

В разные периоды на протяжении истории искусства личность автора занимала разные позиции. Если во времена средневековья художник считался лишь проводником сакрального, то в эпоху Возрождения он вышел на первый план и стал полноправным создателем. В следующую за ней эпоху Просвещения в отношения вступают новые участники художественного акта — зарождается арт-критика и художественные институции. Они усложняют цикл производства искусства, но еще остаются на вторых ролях и не смещают фокус с художника.

Клод Моне за работой
Клод Моне за работой

Поворотным моментом в истории авторства стал жест Марселя Дюшана, который в 1917 году совершил попытку выставить в нью-йоркской галерее банальнейший из бытовых предметов — писсуар. В этот момент “традиционное суверенное авторство” исчезло, и на первый план вышли стратегии художественного выбора, которые с тех пор приравниваются к созданию.

Марсель Дюшан, “Фонтан”, 1917
Марсель Дюшан, “Фонтан”, 1917

Вместо одного автора появляется множество — кураторы, фонды, архитекторы, арт-менеджеры тоже совершают выборы, которые формируют высказывание.

Иногда личность художника все же имеет решающее значение. Это происходит когда искусство становится неотделимым от его жизни. Таким примером может служить Йозеф Бойс, чья биография и была инструментом его искусства. Она определяла даже материалы, которые он использовал, такие как войлок и жир.

Йозеф Бойс
Йозеф Бойс

Еще одним художником, полем деятельности которого является собственная жизнь, является Софи Калль. Она конструирует собственную биографию, стирая границы между реальностью и мифом. Так, в ее жизни присутствую базовые ходы — она инсценирует романтические отношения, свадьбы, разводы, и даже собственные похороны, воспроизводя общественные стереотипы о насыщенной жизни.

Софи Калль, фото с фальшивой свадьбы
Софи Калль, фото с фальшивой свадьбы

Кроме того, она реализует разнообразные стратегии авторства. Например, в проекте «Тень» (1981) она просит свою мать нанять детектива, который бы за ней следил, и использует полученные им фотографии и тексты для собственной выставки. Так она делегирует авторство, при этом оставаясь его обладателем.

В серии
“Слепые” (1986) она спрашивает у невидящих людей о том, что они считают красивым. Визуализируя вербальное высказывание, она “крадет” у их авторов изображения и тут же их достраивает. Буквальное воплощение представления о красоте она присваивает как идею прекрасного.

Софи Калль, Слепые, 1986 / Modus Vivendi, La Virreina Image Center, Barcelona, 2015 / Фото: www.perrotin.com
Софи Калль, Слепые, 1986 / Modus Vivendi, La Virreina Image Center, Barcelona, 2015 / Фото: www.perrotin.com

Еще один проект, где она заимствует чужой взгляд и размывает представления об авторстве, называется ”Девушка исчезает” (2003). В одной из французских газет была опубликована история об исчезновении девушки по имени Бенедикта, которую в последний раз видели беременной и босой, выбегающей из горящего дома. Как оказалось, она работала в центре Помпиду смотрительницей, была большой поклонницей Софи Калль и увлекалась фотографией. Софи делает выставку обгоревших негативов, которые находит в ее квартире. Так она с одной стороны проявляет личности этой девушки для общественности, а с другой использует чужое горе и чужое авторство для собственного художественного жеста.

Софи Калль, Девушка исчезает, 2003 / Фото: www.perrotin.com
Софи Калль, Девушка исчезает, 2003 / Фото: www.perrotin.com

В проекте “Береги себя”, который был представлен на Венецианской биеннале в 2007, она просит интерпретировать любовное письмо от покинувшего ее возлюбленного, 107 женщин разных профессий. Здесь она делает авторство коллективным, воспроизводя механизм эмпатии.

Софи Калль, Береги себя, этнометодологист Barbara Olsewka
Софи Калль, Береги себя, этнометодологист Barbara Olsewka

Сегодня мы имеем дело с двумя крайностями. С одной стороны, у одного произведения может быть много авторов, с другой возможна полная анонимность создателя. Границ с реальной жизнью становится меньше, а значит мы можем выстраивать отношения с искусством и внутри него на разных дистанциях и играть в нем разные роли.

Текст: Анастасия Беспалова

Читайте другие материалы серии:

Почему фотографии и картины - это про отношения?

Отношения картин со зрителем

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.