Учёные от медицины – это невообразимая смесь цинизма и поэзии. Когда изучаешь всякие болезни в институте, то просто голова кругом от поэтических наименований разных хворей, которые вносили в учебники древние врачи.
Например, симптом малинового желе. У каждого, благодаря рефлексам, которые открыл Павлов, сразу начинает выделяться слюна. Но когда дочитываешь фразу до конца – противоположный эффект. Потому что это кал при дизентерии и еще ряда других заболеваний.
Рисовый отвар – из той же оперы, только при холере.
Или симптом «снежной бури». Сидишь себе у камина со стаканом глинтвейна, и слушаешь, как воет ветер в трубе. Прямо , как диссименированный туберкулёз в лёгких в фазе инфильтрации и распада.
Симптом географической карты… И сразу в голове пение прибоя о большой барьерный риф и белый песок далёких островов. Впрочем, как посмотришь на очаговую форму жировой дистрофии печени, то словно съездил к далёким берегам.
Симптом огненного колеса – это что-то из древнеиндийской мифологии. Сразу приходит в голову чарвака, хотя что это «чарвака» в подробностях уже и не вспомнить. Какая-то древнеиндийская фишка из их философии. Ну а в медицине – это аденома щитовидной железы. На узи она так и смотрится: огненный обод из пылающего в двойном «допплере» сосуда, и радиальные спицы к нему того же происхождения.
Приятно в жару сидеть под сенью зелёных ветвей. Но неприятно, когда у ребёнка симптом «зелёной ветки». Это такой перелом, при котором надкостница не повреждается и не даёт отломкам полностью разъединиться.
Кровавая роса. И красиво, и зловеще одновременно. Один из симптомов классической триады при псориазе. Если скоблить бляшку, сначала «стеариновая пудра», потом «терминальная пленка», а потом уже и роса.
Трамвайный симптом. Это относится к той самой болезни, что приключается не от нервов, а от удовольствия. Вторичный сифилис. А почему трамвайный – на шее ниже кромки волос выступают специальные пятна, которые легко видны у рядом стоящего пассажира при поездке в общественном транспорте. Так его и величают – трамвайный сифилис. Наверное, кто-то из врачей-основателей в начале 20-го века ехал в вагончике и поставил такой диагноз. Может даже Булгаков – почему нет? Он и врач, и писатель, ему и карты в руки. Мастер. О, сюжет!
Мифология тоже далеко простирает руки свои в болезни человеческие. Синдром Ундины, когда происходят необъяснимые остановки дыхания во сне. Ундина – это германский вариант русалки, дух воды. А есть так прямо и синдром русалки – сиреномиелия. Врожденное сращение нижних конечностей.
Синдром сатира – патологическое повышение полового влечения у мужчин. У женщин то же самое называется красивым словом нимфомания. Видать, нимфы с сатирами в стародавние времена достаточно отметились в этом плане, и Эскулап решил их внести в реестр болезней.
Моча цвета пива – звучит красиво. И в рифму со словом красиво. Симптом гепатита и некоторых анемий с быстрым распадом эритроцитов. Ну а цвет «мясных помоев» - цвет мочекаменной болезни.
В общем, стоит начать – и можно наваять целую книгу из вереницы красивых названий. Чтобы студентам читать было нескучно.