Найти тему

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (почему он стремился к краю земли)

Михалыч об Александре Македонском.
Михалыч об Александре Македонском.

Вспомним о человеке, который стремился воплотить мечту и учтём фактор, редко принимаемый во внимание при анализе исторического развития. Человек этот – Александр, царь Македонский. А фактор – это уровень знаний людей в конкретную эпоху.

Есть один интересный аспект. Александр Македонский – это человек, после которого, мир стал другим. Есть такие люди в истории. До них – был один мир, после - совершенно другой.

Личность Александра мифологизирована. Он предстает удачливым человеком, полководцем и правителем. В детстве он укрощает дикого и прекрасного коня Буцефала, и царь Филипп, сказал, что, мол, «ищи сын царство по себе – Македония для тебя слишком мала…». В знаменитой битве при Херонее в 338 г. до н.э., именно Александр склоняет чашу весов на сторону македонян. После смерти отца, когда Греция отвергла гегемонию Македонии, двадцатилетний царь, жестоко принуждает греков к повиновению. Пусть история и приукрашена, но сведения об этих событиях можно найти в античных источниках.

Всё начинается с детства. Учителем у Александра был Аристотель. Чему научил Аристотель юного Александра? Это важно, потому, что здесь скрывается исток желания полководца дойти «до края Ойкумены».

Греки представляли Землю плоским диском, омываемым морем, из которого выходят каждое утро звезды, а по вечерам заходят обратно. По небу каждый день двигается золотая колесница бога Солнца Гелиоса.

Такие представления были нормальными для всех, и просвещенные люди придерживались таких взглядов. Так преподавал и Аристотель. То есть, в то время, когда Александр был учеником, в той сумме знаний, которая была дана Учителем, Земля была плоским диском, окруженным океаном. Таким образом, Аристотель заронил в ум юного Александра, что мир ограничен, хоть и велик, но дойти до края возможно. Добавим сюда легенду о его «божественном» рождении, придававшую уверенность, что при большом желании и упорстве, возможно узнать мир, покорить его и стать величайшим правителем.

Возможно именно этим объясняется стремление во время Восточного похода пройти как можно дальше. Парменион, один из лучших полководцев македонской армии, когда персидский царь Дарий предложил Александру оставить за собой завоеванные территории, огромный выкуп за пленных и свою дочь в жены, т.е. признал свое поражение, сказал, что будь он Александром, то согласился бы на это предложение. Царь же ответил на это: «Клянусь Зевсом, и я сделал бы то же, будь я Парменионом».

Александр упорно рвался дальше. Его не останавливали ни горы Афганистана, ни просторы Средней Азии, ни жаркие джунгли Индии. Все, что встретилось на пути греко-македонского войска, было покорено. В Индии измученное войско отказалось идти дальше. Александр говорил, что осталось немного, и они достигнут края земли. Но фактом было то, что дальше ждали новые воинственные народы и большие расстояния. Останавливало ли это Александра!? Совсем нет. Он умолял своих воинов идти дальше. Мольбы были тщетные…Его мечта рухнула, воины, победившие всех, хотели конца похода.

С античных времен существуют две версии смерти великого завоевателя. То ли он умер от неведомой болезни, возможно, что-то типа малярии, неизвестно где им подхваченной и вовремя не распознанной, и вариант с отравлением.

Представляется возможным, что впавший в сильнейшую депрессию Александр умер, из-за того, что его мечта (idea-fix) не исполнилась. Добавим сюда последствия многочисленных ранений, да еще болезни, вызванные безудержными пристрастиями, столь обычными для одаренных и неординарных людей.

Александр создал другую действительность. Сложился новый эллинистический мир. Начался синтез востока и запада, взлет культуры и искусства, смешение народов и рас, развитие технологий и т.д.